Чудо в Подмосковье. Фестиваль Urban Morphogenesis, часть 2.
Продолжаем рассказ о преображении микрорайона Новая Трехгорка в городе Одинцово Московской области. Начало читайте здесь
Сегодня приглашаем вас прогуляться по оставшейся части выставки под открытым небом.
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Инициатор и вдохновитель созданного музея под открытым небом – Президент фонда поддержки и развития современного искусства Дмитрий Анатольевич Лёвочкин. Нам удалось побеседовать с ним и узнать все подробности.
Почему для проведения фестиваля выбрали именно Новую Трехгорку? Вы ведь сами поблизости живете?
Да, я живу поблизости, в Одинцово. Несколько лет назад забрел в этот микрорайон и увидел стены до небес и дома, близко стоящие друг к другу. Какая-нибудь нормальная архитектура здесь вообще отсутствовала. Конечно, подобные районы есть везде, но я не представляю, как в таких условиях люди живут и как они там существуют. Кстати и сами жители несколько лет назад, развернув в интернете кампанию, что в районе нет того, нет другого, создали Трехгорке негативный имидж и опустили цены на недвижимость в этом районе ниже плинтуса.
С чего всё началось и когда?
Как вы хорошо знаете, я художник. Мои работы есть в Одинцово. Ровно четыре года назад, летом 2015 года, я с помощниками оформлял тепловой пункт на Кутузовской улице в Новой Трехгорке. Мы нарисовали 3D кита в аквариуме. Эта работа прогремела на весь интернет, попала в многие обзоры. Можно сказать, получился информационный бум, одна работа приковала внимание десятков тысяч людей.
И как-то во время её обсуждения прозвучала мысль: «А может, развив успех, удастся превратить Трехгорку в достопримечательность?». Сначала это прозвучало как шутка. Ведь это район, куда приличному человеку и зайти-то неприлично. Хотя здесь живут 35 тысяч человек.
Но я увлекся этим проектом и подготовил проект преобразования района на 15 страницах. Казалось, задача неподъемная, ведь требовалось изменить городскую инфраструктуру.
Изменить инфраструктуру, это требует больших денег. Кто их даст?
Для выделения денег требовалось, чтобы на район обратили внимание федеральные власти, а для этого нужен был инфоповод. В первую очередь я обратился со своим проектом к Главе Одинцовского городского округа Андрею Робертовичу Иванову. Он поддержал проект и дал контакты Ирины Владимировны Плещевой, это Министр Правительства Московской области по социальным коммуникациям. Дальше мы работали вместе. Когда предложение было подготовлено, обратились к Андрею Юрьевичу Воробьеву, Губернатору Московской области.
И как отреагировал Губернатор? Ему кто-то доложил ваш проект?
Он принял меня, разговор был без всяких посредников. Я презентовал проект, ему всё понравилось. И он распорядился, чтобы мне в команду дали людей, которые могут правильно подготовить документы. Ведь мы собирались подавать на Президентский грант. Надо сказать, у меня уже был негативный опыт. Я подавал заявки на гранты, но каждый раз меня заворачивали.
Я помню вашу пресс-конференцию зимой. Это ведь было еще до получения гранта?
Пресс-конференции на площадке «Интерфакс» состоялась 25 февраля 2019 года. В ней участвовали Андрей Иванов, Ирина Плещева, я, директор Музея современного искусства Василий Церетели, художник Rasko. А 14 марта мы подали нашу заявку. Наш бренд-бук, как сейчас принято говорить, уже составлял не 15 страниц, а 96, в нём было продумано абсолютно всё. После рассмотрения заявки экспертами Президентский грант нам дали, и закипела конкретная работа.
Организатором фестиваля выступил Фонд развития современного искусства при поддержке Главного управления социальных коммуникаций Московской области и Администрации городского округа Одинцово. То есть я, Плещева и Иванов. У нас в команде был принцип: никто не лезет ни в свое дело. Я больше всего боялся, что в выбор художников и сюжетов для фестиваля вмешается политика. Удивительно, но её удалось избежать.
Но ведь нельзя просто так взять и раскрасить дома? Требуется согласование с управляющими компаниями, с собственниками жилья.
Да, сложнее всего было договориться с жителями. Сначала они восприняли идею в штыки. Ничего не помогало: жители Трёхгорки никому и ничему не доверяли. Тогда я пошёл на хитрость. Собрал вместе всех представителей управляющих компаний, предоставил им полностью весь проект и поставил ультиматум: либо мы делаем красиво, либо не делаем вообще. Сразу сказал, что мы будем создавать историю уличного искусства и это будет пример для других регионов.
И если делаем, то никто не выбирает художников, потому что главная задача уличного искусства – быть без фильтров и без цензуры. Они согласились. Когда проекту дали добро, местные жители всё ещё были настроены скептически. В первых работах фестиваля всё время пытались найти подвох, утверждали, что картины их оскорбляют. Со временем волна недоверия начала спадать.
О деньгах можно узнать поподробнее?
Благодаря губернатору у нас был задействован серьезный административный ресурс. Президентский грант составил 9.4 млн рублей. Софинансирование от партнеров 19.3 млн, общая сумма расходов 28.7 млн рублей. Деньги пошли на краску, на оборудование подъёмников, на перелёт, проживание и питание художников.
Где разместили художников, в микрорайоне Новая Трехгорка?
Художники жили в гостинице бизнес-центра «Сколково», ничего другого поблизости просто нет. С этим помогла администрация Одинцово. Деньги на краску попросил у своих партнеров. Известный бренд «Монтана», на большой заказ удалось получить и большую скидку. С партнерами удалось договориться, закрываю заказ постоплатой после фестиваля.
Выбирали художников лично вы. А как определили, кого приглашать?
Хотелось пригласить лучших художников мира! Составил такой прекрасный список и всем им написал, кому-то напрямую, кому-то через агентов. Сразу скажу, что из моего первоначального списка мало кто приехал. Кто-то был занят, с кем-то не сошлись в цене. Вот, посмотрите. (Это первоначальный список с правкой Дмитрия Анатольевича).
Но в итоге к нам приехали многие по-настоящему крутые художники. Vesod, Herakut, Okuda, C215, The London Police, Pantonio, Jorit, Pez, Rasko…
Художникам сколько заплатили?
В зависимости от их известности и потенциала, который определял я, их оплата составила от 2 000 до 10 000 евро. У российских – от 120 до 500 тысяч рублей. Надо сказать, что большинство получило минимальную ставку, максимальную получили единицы.
В итоге открывал фестиваль не Губернатор Московской области, а Глава Одинцовского округа. А кто из отечественных медийных персон уже посетил ваш музей современного искусства?
Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, артисты Олег Газманов, Зара, Денис Майданов и Леонид Ярмольник.
На нас уже обратили внимание и власти. 7 сентября Новую Трехгорку посетил Сергей Кириенко, Первый заместитель Руководителя Администрации Президента.
Зрители выделяют портрет Гагарина от Jorit, критики – работы Vesod и Senna. А какие работы фестиваля вы считаете лучшими?
На мой взгляд, это работы с 3D – эффектом, «Рыба» от DА2 и «Полиэтиленовый пакет» от Shozy.
***
Перейдем к этим работам. Кто хотел рыбу? Любуйтесь, пожалуйста. Работа называется «Мы едим то, что не утилизовали».
Художник DA2 из Испании – самоучка. Он пытался получить художественное образование, потерпел неудачу, но усилия и самоотдача побудили его жить своей страстью. Художник рисует в реалистичной манере, ему нравится придавать изображению трёхмерный эффект. В своих работах он привлекает внимание зрителей к проблемам современного общества, таких, как загрязнение океанов и использования неперерабатываемого пластика. Упаковки с маркировкой 7 означают, что этот пластик не подлежит повторной переработке и просто утилизируется, это мусор в чистом виде.
Из соцсетей. «Рыба раздора — граффити, вызвавшее самое бурное обсуждение на районе. В пабликах сыпались комментарии недовольных, чей взор оскорбила рыба в пластике. Предлагали даже собраться и пойти бить кому-то там лицо, а потом закрасить эту стену.
Люди хотят цветочки, люди хотят военных (серьезно! кто-то писал, что это патриотично), а не арт на злободневную тему. Лучше бы их так оскорбляло, что они горы мусора оставляют в лесу по соседству!
Но нашим людям плевать. На мастерство, на технику, на детализацию, на масштаб, на смысл. «Пусть у вас на доме рыбу нарисуют, посмотрим, как вам это понравится!»(daria_ro, 30 августа).
Помимо рыбы, художник отметился и второй работой, которую можно назвать самой маленькой из всех больших муралов. Это матрешка, притом, обратите внимание, она одна и пустая. Наверняка автор заложил в этом какой-то смысл.
DA2: «Работа с рыбой заняла у меня 13 дней, а матрешку я нарисовал за три с половиной. При этом рыба для меня стала самой большой работой, которую я когда‑либо делал, — 66 метров и 23 этажа. Матрешку я нарисовал просто потому, что у меня было еще свободное время в России и это именно то, что ассоциируется у меня с ней.
По поводу моей матрешки: всегда есть какая-то тайна, которую нельзя увидеть».
Полиэтиленовый пакет от Shozy (Россия). Даже не так – теперь автор обозначает себя как Sshhozzy. Данила Шмелёв — известный мастер трехмерного стрит-арта. Он занял второе место на конкурсе 3D-изображений на асфальте Dubai Canvas-2017 в Дубае, где участвовали ведущие мастера со всего мира. Посмотрите, и дырки в полиэтилене, и художники на подъемнике как настоящие.
Farid Rueda (Мексика) — известный художник-монументалист, создающий красочные образы животных. В основе его творчества лежит мексиканская народная культура с её многочисленными легендами, преданиями и стихами. Фарид уже бывал в России, в частности нарисовал мурал в Москве к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Разные художники работают по-разному. Фарид делает скетч в фотошопе и «натягивает» на фото стены. Потом просто рисует баллончиком. Специально он ничего не размечает, не использует никакого дополнительного оборудования, всё делается на глаз. Когда рисунок готов, он делает фотографию и сравнивает со скетчем. Потом делает коррекцию на стене другим цветом.
Martin Ron (Аргентина) — художник из Буэнос-Айреса. В основном изображает людей, используя мягкие приглушённые цвета, которые стали его визитной карточкой. Смешение сюрреализма и реализма в работах делает его технику неповторимой и впечатляющей. Его любимая «фишка» — вносить элементы 3D живописи в плоскую картинку, тем самым придавая стене объём и добавляя пространственные измерения в рисунок. Ранее он тоже отметился в Москве муралом к чемпионату мира по футболу.
Slim (Испания) живёт в Барселоне, однако известен по всему миру. В 2016 году он окончил университет, с тех пор является художником-фрилансером. Поскольку ему интересно рисовать на улицах города, его работы можно найти во многих местах Испании, Италии, Франции и США.
Как правило, его моделями становятся местные жители, которых можно встретить на улицах города. В данном случае было слишком мало времени, и фотографию мальчика с аккордеоном он уже привез в Трехгорку. Художник рисует без использования проекции, расчерчивая стену, как миллиметровую бумагу, и переносит рисунок сегмент за сегментом. Поразительная точность, а в итоге – прекрасный результат!
Herakut это объединение двух ников, Hera и Akut. Оба художника из Германии. Они познакомились в 2004 году, когда были приглашены на Испанский фестиваль уличных художников Urban ArtFestival Sevilla. До этого момента знали друг о друге только понаслышке.
В своём творчестве они добились очень гармоничного тандема, несмотря на то, что изначально их стили очень различались. Akut (Фальк Лехман) – мужчина, больше предпочитает классическую живопись и правильные приёмы рисования даже на стенах, Hera (Жасмин Сиддики) – женщина, предпочитает спонтанную графику, которая родилась здесь и сейчас в её голове.
Прекрасная Гера
Их произведения можно увидеть в крупных городах различных стран мира – от Канады до Непала, от США до Австралии. Они часто изображают детей, поэтому в Германии их часто приглашают украсить школы, детские сады и интернаты.
В Новой Трехгорке теперь поселилась маленькая девочка, которая прячется под маской грозного медведя, но хочет найти свою сущность. Сначала поясняющий текст был написан на английском, но потом авторы решили сделать его более понятным для россиян. Волонтеры сделали перевод на русский язык, а российские художники помогли с гарнитурой шрифта.
Португальский художник Antonio Correia, взявший ник Pantonio, рисует на стенах городских домов причудливые стаи рыб, птиц и других животных, в том числе несуществующих. Линии черной и голубой краски, которые художник использует для обозначения течения воды или мышц животных, создают отчетливое чувство движения в каждой части картины.
Ах, какая женщина! Bik Ismo, художник из Пуэрто-Рико.
Причем утонченную незнакомку он три недели рисовал черно-белой, и вдруг за один день добавил желтый фон.
Теперь муралы от российских художников. Mouk (Дмитрий Лёвочкин), «Золотые обезьяны». Слово Дмитрию Анатольевичу: «Золотые обезьяны с древних времён считаются одним из символов богатства, поэтому их образ выгравирован на многих амулетах, картинах и вазах. А вот европейцы долгое время были уверены в том, что золотая обезьяна – это просто мифический персонаж, который не имеет ничего общего с действительностью.
Я долго изучал поведение людей в разных странах и пришел к выводу, что они часто обезьянничают и имеют больше материальный смысл жизни, чем духовный. По этой причине я добавил синие жемчужины обезьянкам в руки. Работа выполнена в Digital формате, изначально создана 3d модель, после чего создан рендер, имитирующий золото — металл, который является материальной ценностью у людей.
При том, что человек забывает о реальных смыслах и ценностях. Забывает, насколько жизнь короткая, чтобы на вещи тратить своё время — самый свой ценный ресурс, который мы с Андреем Робертовичем изобразили в качестве оптических узоров, паттернов» (Одинцово инфо, 30 августа).
По состоянию на середину сентября работа не доделана, но замысел автора понятен. Мурал с сюрпризом – в шаре как будто отражается работа Bik Ismo напротив:).
Zmogk (Константин Данилов) родился в Москве в 1979 году. Он является одним из немногих, кто начал с граффити в конце 1990-х и продолжает рисовать на стенах до сих пор. В России это один из старейших и уважаемых художников уличной волны. Его творчество всегда выделялось за счет динамики, неповторимого стиля, цветовой палитры и качества в работе. Прошел путь от рисования на поездах и нелегальных стенах до заказов от известных брендов и галерейных работ. В 2019 в галерее «Триумф» в столице состоялась его первая персональная выставка Flashbacks. «Новая жизнь» имеет личный подтекст, на мурале можно разглядеть женщину с ребенком. Это одна из последних больших работ фестиваля, завершена 12 сентября.
Филипп (Fi2K) — российский художник уличной волны, работающий в трафаретной технике. Родился в 1990 году на Дальнем Востоке России. Последние 6 лет художник живет в Санкт-Петербурге. Последнее время Филипп находит вдохновение в эпохе Возрождения. Он считает, что искусство должно пробуждать эмоции и быть понятным и доступным для большинства зрителей.
Кроме того, работы на торцах домов выполнили российские художники Денис Thekko, Илья Robe (при участии Tor), группа Stiag, Наталья Стручкова.
***
Помимо больших муралов, художники оставили в Новой Трехгорке немало отличных работ небольшого формата. Начнем с француза Кристиана Гэми (Christian Guemy), работающего под ником С215. Во время его персональной выставки в Санкт-Петербурге в 2016 году его представляли так: «Живая легенда мирового стрит-арта, Гений трафаретной техники, Автор социальных портретов по всему земному шару».
Кристиан родился в 1973 году в Париже. Он окончил университет по специальности «искусствоведение», изучал французское искусство XVII века, религиозную архитектуру и прикладные виды искусства, а также участвовал в составлении энциклопедии ремесел: он писал про мебель и различные виды лепнины. Работал в различных учреждениях, а полностью посвятил себя стрит-арту с 2006 года, хотя до этого рисовал на улице более 20 лет.
C215 специализируется на рисунках, выполненных многослойными трафаретами. Он путешествует по всему миру и оставляет свои рисунки в самых неприглядных местах: на стенах разрушенных домов, заборах, ржавых дверях и мусорных баках. В Новую Трехгорку он прилетел на один день и сам выбрал место для трех своих трафаретов. Кстати, такого кота можно увидеть и в Париже.
Британцы из дуэта The London Police изобразили сюжеты из жизни веселого мультипликационного персонажа Лэдса, постоянного персонажа их рисунков. Они рисуют на улицах уже 20 лет. «Мы начинали в Амстердаме, затем Лондон, Барселона, Нью-Йорк… Наконец добрались до России. Здесь здорово!». Заметьте, справа название группы написано на кириллице – ТЛП.
Виктория Вейсбрут (Калуга) сначала десять лет занималась татуировкой, а потом начала рисовать. Свою работу она посвятила отношению людей к «новой религии» — смартфону. С РПЦ принципиально ничего не согласовывалось.
Надежда Опалинская (ник — Надя О) родилась в Ялте, в пять лет переехала с родителями в Санкт-Петербург. Рисует всю жизнь. Получила образование графического дизайнера, работает по профессии. На улице Надя рисует всего два года, но старается сделать не меньше десяти уличных творческих работ за сезон.
Автор: «Эта будка была второй, её не было в изначальном плане, но в итоге она получила больший резонанс, чем основная работа. Дело в том, что возле этой будки всегда тусуются собаки. Они чипированы, их кормят, но все они — бездомные. Стена стала продолжением реального мира, пёсики все время валяются прямо под ней. Эта стенка – коллаборация с Пашей Orez, он сделал геометрические формы вокруг».
Фрагмент другой работы Нади
Две взаимосвязанные работы Илья Мозги (Екатеринбург).
Onedaliart (Виктор Слиньков). Работа «В мире безмолвия» вдохновлена исследованиями француза Жака-Ива Кусто.
Коты, да и другие животные, пользовались особой любовью художников. Znack & Absolut
Nan & Tweso
Aerogrifon (Владимир Зубков), обезьяна
Joke
Дамир Bozik (Казань). «Утро леопарда»
Еще одна работа Bozik
Mr.Mesto «Котенок Гав»
Tor
Maksow
Koka Engel (Мексика)
Pilot1(США), Jamie Hef (США), Koka Engel (Мексика).
Jamie Hef (США), Bert (США)
Pilot1 (США)
Pose2 (США)
***
Сказать нечего, одни восторги. По нашим подсчетам, на торцах высотных домов выполнено 36 муралов, плюс ещё 4 на зданиях школы. Вероятно, это наибольшая концентрация муралов, сделанных в короткий промежуток времени.
Хорошо увидеть всё на фото, но лучше взглянуть самому. Напомним информацию для возможных туристов. Есть несколько способов добраться из Москвы общественным транспортом до бесплатного музея современного искусства под открытым небом:
1. С Белорусского вокзала ехать на электричке до станции «Инновационный центр»(30 минут, экспресс 18 минут), далее ехать на автобусе в сторону микрорайона «Кутузовский». Либо пешком от станции идти через лес, по асфальтированной дорожке путь займет около 20 минут.
2. Ехать на автобусе 139 «Метро Филёвский парк – микрорайон Новая Трехгорка». Останавливается также у м. «Славянский Бульвар». Ехать до конечной остановки.
3. Ехать на маршрутке 477 «Киевский вокзал – микрорайон Новая Трехгорка». Первая остановка рядом с ТЦ «Европейский». Останавливается также у м. «Кутузовская», «Славянский бульвар». Ехать до конечной остановки.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.