Городская усадьба В.В. Думнова–Н.Л. Маркова. История и интерьеры.
Мы продолжаем наши прогулки по самым интересным интерьерам знаменитых московских особняков. Сегодня мы отправимся в Калашный переулок, в городскую усадьбу В.В. Думнова–Н.Л. Маркова. Классический особняк снаружи и впечатляющий изнутри.
Прогуляться по особняку и посмотреть интерьеры —>
Далее передаем слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Когда перечисляют великолепные московские особняки, ныне отданные под посольства, обычно вспоминают здания, в которых расположились дипломаты Франции, США, Австралии, Италии, Великобритании. Посольство Нидерландов как-то не попадает в подобные списки. На наш взгляд, совершенно незаслуженно.
Надо сказать, что особняку в Калашном переулке повезло. Его не забирали под коммуналки, в нем не размещались советские учреждения, так что гости посольства могут любоваться сохранившимися интерьерами.
Начнем с истории. В 1888 году архитектор А.М. Щеглов построил дом для книгоиздателя Владимира Васильевича Думнова.
Фасад имеет барочно-ренессансные формы, плоский центральный ризалит, нарядный эркер над проездной аркой и очаровательные львиные мордочки, чередующиеся цветочками на лепном карнизе.
Внизу на эркере можно видеть дату постройки особняка.
Незадолго до этого Думнов стал руководителем издательской фирмы «Наследники братьев Салаевых». Наследницей была жена Думнова, племянница бывшего владельца фирмы Федора Ивановича Салаева. Издательство Салаевых специализировалось в основном на произведениях классики, но при Думнове к 1914 году стало одной из крупнейших издательских фирм, выпускающих учебную литературу для школ. Правда, к этому времени дом в Калашном переулке Думнову уже не принадлежал, так как в 1890-х годах он продал его инженеру Николаю Львовичу Маркову, а сам переехал в соседний Малый Кисловский переулок. По странному совпадению сейчас его второй дом также занимает посольство, на этот раз Эстонии.
Новый владелец начал с перестройки дома, которой занимался племянник Н.Л.Маркова — Николай Евгеньевич Марков. Последний, помимо заседаний в Государственной Думе и руководства черносотенцами, обладал еще и архитектурным талантом.
Перед самой революцией, в 1915 году, особняк снова обретает нового владельца, которым становится потомственный почетный гражданин А.М. Попов. При нем усадьба в очередной раз перестраивается, теперь уже архитектором-модернистом Владимиром Матвеевичем Маята. Однако внешнего облика архитектор не касался, а выполнил лишь новую отделку интерьеров.
Вензель А.М. Попова можно видеть над входной дверью.
После прихода большевиков к власти дом был реквизирован и предоставлен германскому Красному Кресту. В 1930-х годах в нем находились квартиры сотрудников посольства Германии. С тех пор статус иностранного поселения за ним так и остался. Позже здесь работал военный атташе Германии и именно здесь обсуждали и составляли пакт Молотова–Риббентропа.
После нападения Германии на Советский Союз в 1941 году немецкие представители покинули усадьбу и уехали в Берлин. Следующие пять лет здание пустовало, пока в 1946 году в него не переехало посольство Нидерландов. Оно располагается в усадьбе до сих пор.
Прогуляемся по усадебным интерьерам. При входе обратим внимание на ручки с египетской тематикой.
Изнутри портал дверей выполнен из темного дерева шоколадного оттенка. Сверху входную группу украшает овальное световое окно. Справа от дверей стоит небольшой бюст нидерландской королевы-матери Беатрикс.
Высокие канделябры по бокам лестницы сохранились от момента постройки дома.
Лестница, ведущая от входной двери, заканчивается большим зеркалом. В нем красиво отражается люстра и фонарь в нижней части вестибюля.
Поднявшись по лестнице, мы оказываемся в небольшом холле первого этажа. Здесь стоит ампирный диван, над ним фотографии нынешних короля и королевы Нидерландов — король Виллем-Александр Клаус Георг Фердинанд и королева Максима. Справа дверь в комнату, где гости оставляют одежду (кстати, в ней можно видеть гравюру с Петром Первым).
Поднимаемся по лестнице на второй этаж.
Наше внимание привлекает витраж.
Над лестницей интересный светильник и лепной потолок с фигурками по периметру.
На площадке второго этажа зеркало и перед ним консоль из карельской березы. Из нее также сделаны все двери парадной анфилады и все арочные проемы.
С площадки второго этажа мы проходим сразу в самый большой парадный зал. Пять его окон выходят на главный фасад в Калашный переулок. Потолок оформлен в неогреческом стиле с лепными вставками на темы античной мифологии.
Стены дома украшены полотнами голландских художников гаагской и амстердамской школ. Однако в резиденции есть и современные художественные работы. Все картины, висящие на стенах, принадлежат правительству Нидерландов.
Повторимся, все дверные проемы, двери, рама зеркала (что напротив окон) сделаны из карельской березы.
Учредив представительство свой фирмы в Москве, петербургский издатель и книгопродавец Владимир Думнов задумал строительство дома — визитной карточки своего богатства. В 1887 году проект особняка был заказан архитектору Алексею Михайловичу Щеглову. Для двадцатипятилетнего зодчего это была первая постройка, и он реализовал в ней самые смелые желания заказчика. Интерьеры дома воспроизводили стиль эпохи классицизма. Традиционная анфилада, нанизывающая парадные и более скромные жилые помещения, была сохранена.
В углу стоит рояль, на нем много фотографий личного характера. Посол Нидерландов в России – женщина, Регина Вероника Мария Джонс-Бос. На фото ее семья, дети, внуки. Традиционное в посольских резиденциях фото с вручением Путину верительных грамот.
Джонс-Бос в 1976 году закончила Университет города Антверпена (Бельгия) по специализации: англоведение и россиеведение, политика и экономика, а в 1977 году получила степень магистра гуманитарных наук в Университете города Сассекса (Великобритания) по россиеведению.
После университета Джонс-Бос работала в качестве переводчика. Она свободно говорит на нидерландском, английском, французском языках, а также имеет базовый уровень немецкого, русского и итальянского языков. С августа 2016 года – посол в России.
Над диваном висит большая абстрактная картина. Вы ни за что не догадаетесь, что на ней изображено.
На самом деле это отражение голландского парламента в озере, расположенном в центре Гааги. Так что такая картина здесь висит неспроста!
Из парадного зала можно пройти в кабинет хозяина с его вензелем «WD», обвитым листьями аканта. Кабинет отличался небольшими размерами, а в его декор были введены элементы разных стилей. Он был создан, как говорили сто с лишним лет назад, «в стиле всех Людовиков сразу».
Красивый стол с наборной столешницей.
Роскошный потолок.
Через дверной проем возвращаемся в парадный зал и оттуда проходим в нынешний кабинет посла. В этом зале также великолепный лепной потолок и обшитый деревом низ стен.
Обращает на себя внимание необычная люстра, явно современная. Таких в парадной анфиладе две, еще одна в следующей комнате. Это люстры голландских дизайнеров Brand van Egmond. Они появились здесь в 2011 году, когда голландское правительство решило обновить интерьер этого здания.
Творческий дуэт Brand van Egmond – это скульптор Аннет ван Эгмонд и архитектор Уильям Бранд. Они познакомились во время обучения в художественной школе и через некоторое время основали одну из самых популярных голландских световых марок на сегодняшний день. Мастера световых скульптур до недавнего времени даже не подозревали, что их работа находится в центре Москвы в усадьбе XIX века. «На самом деле это очень забавная история, – рассказывает Уильям. – Изначально первый экземпляр этой люстры мы создавали для бельгийского парламента в Брюсселе. Они попросили нас создать люстру, которая сочеталась бы с классическим старинным интерьером, состояла бы из классических элементов – хрусталя, золота и свечей – и в то же время выглядела бы как современная люстра, сделанная в наши дни. С заданием мы отлично справились, нам даже понравилось играть с классическими элементами на современный лад».
В продолжение истории Аннет говорит: «Некоторое время назад мы встретились с послом в его резиденции, чтобы за чашечкой кофе обсудить наше сотрудничество, поговорить о том, как развивается голландский дизайн в России. И тут посол весело сказал нам: «А вы знаете, похоже, что люстра в моей гостиной – это ваших рук дело. Не хотите ли подняться посмотреть?» Вот так мы и узнали, что люстра по нашему дизайну находится в старинном московском доме, интерьер которого по стилю очень напоминает нам бельгийский интерьер, для которого мы создавали эту люстру изначально». Голландские дизайнеры на люстре решили не останавливаться и предложили послу украсить зал небольшими настольными и напольными светильниками, на что посол с радостью согласился.
Ширма украшена изображениями с картин Леона Бакста.
В комнате на столике лежат книги на русском языке. В шкафу очень много книг русских авторов на разных языках (Солженицын, Гоголь, Толстой, Набоков), книг про Россию.
Деревянная обшивка стен выполнена в готическом стиле. В особняках рубежа XIX-XX веков подобные готические комнаты встречаются часто.
Помимо книг и фигурок в зале наше внимание привлекла банка с изображением Сталина, Черчилля, Рузвельта, Чан Кайши. Это известный на западе сюжет, участники Каирской и Тегеранской конференций.
Неожиданно встреченному Сталину мы не удивились. Например, фото со Сталиным довелось увидеть и в кабинете посла США в его московской резиденции.
Мы заинтересовались, что же там было ранее. Конфеты, монпансье, печенье или что ещё? Как нам сказали знатоки, первоначально в такой банке был чай. Такая же кстати есть в Стокгольме в Музее Армии.
Через парадный зал проходим в другой конец анфилады в бывший дамский будуар. Ныне это еще одна гостиная, это угловая комната, из которой есть выход на открытую веранду. В углу стоит печь. Вообще, в доме сохранилось много печей.
Здесь мы видим вторую такую же люстру, как и в кабинете.
Потолок в этой комнате украшен лепниной с изображением нежных амуров и нимф.
Из этой гостиной проходим в небольшую комнату рядом со столовой. Окном она выходит на боковой фасад. Через окно видна терраса. В этой комнате стоит стол, шкаф и комод.
Красивая роспись на потолке неизвестного автора, четыре сюжета. Их обрамляет лепнина с плиссировкой.
Очень эффектный зал сейчас занимает столовая. В этом зале четыре пары ионических колонн поддерживают свод, богато оформленный стилизованными цветами.
В 1939 году в течение двух недель под покровом ночи в полной секретности к усадьбе Думнова, где тогда размещался военный атташе Германии, подъезжали машины советских официальных лиц. Именно в этой комнате вместе с представителями немецкого правительства они обсуждали и составляли пакт Молотова–Риббентропа. После двух недель переговоров пакт был подписан в Кремле, но уже через восемь дней нацисты вошли в Польшу, и началась Вторая мировая война.
Еще раз осмотрим столовую.
На этом наша прогулка закончена. Надеемся, что читателям было интересно ознакомиться с этими малодоступными интерьерами.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.