Zoom: лучшие работы уличного художника за 2017 год
В последнее время одним из ведущих уличных художников Москвы стал Zoom, чьи работы сразу после появления моментально расходятся по социальным сетям. Мы уже знакомили читателей с обзором его работ 2016 года. Теперь хотим предложить вам прогулку по местам его новых работ в Москве.
Смотреть лучшие работы московского уличного художника за 2017 год —>
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства (кроме тех 4, источники которых указаны).
Zoom – наверное, самый известный сейчас московский уличный художник, которого называют «Замоскворецким Бэнкси» или «Московским Бэнкси». Однако заниматься уличным искусством он стал не так давно, первая из его работ появилась во дворе на Большой Серпуховской в июле 2015 года.
Интересно, что сам он себя художником не считает. «У меня нет никаких иллюзий по поводу уровня моих работ. Zoom представляет интерес только на фоне унылого кладбища, которым является Москва в смысле стрит-арта. Конечно, мне приятно, когда меня называют художником, но, если называть вещи своими именами, какой я художник? Художник — это Эгон Шиле, Ван Гог. А у меня и труба пониже, и дым пожиже. Да и задачи другие. Я просто деятель поп-культуры, уличный дизайнер. Делаю в некотором смысле китч. Я из себя ничего не пыжу, просто мне это в кайф» – рассказывал Zoom в своем интервью «Афише Daily» в 2016 году.
Как известно, уличное искусство – вещь непостоянная. Сегодня рисунок на месте, а завтра его уже нет. К Zoom это относится в большей степени, чем к другим, так как свои нелегальные работы он предпочитает размещать не во дворах или в заброшенных местах, а на центральных московских улицах, стараясь, чтобы их увидело больше прохожих. Его интересные работы, появившись на короткое время, быстро исчезают и остаются только на фотографиях.
Такие фотографии у меня есть, так что смотрите обзор работ Zoom 2017 года. Практически всех их в городе уже нет, они закрашены. Такое впечатление, что коммунальщики следят за творчеством художника в интернете и оперативно выезжают по указанным адресам. Некоторые работы сфотографировать не удалось. В этих немногих случаях буду использовать фото более удачливых «граффити-хантеров», коллег по увлечению.
Работы размещены по хронологии их появления. Приведены авторские названия.
Январь. Большая Якиманка.
Хрущев на трибуне, в руке он держит кроссовок. Сами решите, угадывается ли в его лице Лавров или это только кажется. Примечательно авторское название работы: «Ничего не меняется». Неудивительно, что она провисела меньше суток. (Фото взято из ЖЖ sonnnic).
Март. «Опасная зона» на Большой Полянке.
Работа выполнена из сигнальной ленты. Когда комментаторы указали художнику, что на России должна быть «безопасная зона», он ответил: «Мы по продолжительности жизни мужчин на 55 месте в мире, после Сомали».
8 марта. «Аленушка. Спасибо тем, кто ждет» у канализационного люка в Петропавловском переулке. Конечно, с открытым люком она смотрится лучше, но люк при фотографировании я открывать не стал
Март. «Венера Московская» в Большом Палашевском переулке.
Это изображение Венеры Милосской, выложенное обрывками рекламных объявлений. По словам художника, объект не создавался сразу на стене, а был сначала подготовлен в мастерской. «Каждый кластер пришлось готовить отдельно и только потом клеить», — сообщает он в комментариях к своему снимку.
Апрель. «Царизм не прокатит» в Большом Овчинниковском переулке.
Эта работа с политическим подтекстом не провисела и одного дня. «Царизм прокатил!» — сообщил Zoom в своем инстаграме. Комментаторы вторили ему: «Скучный город Земли!», «Холопы защищают царизм!» «Они бы с такой оперативностью дороги чинили!» (Фото взято из ЖЖ sonnnic).
12 апреля. «Юра» на Серпуховской площади.
«В нашей истории, к сожалению, не так много страниц, которыми мы все можем гордиться — и делать это сообща, всем миром, вне зависимости от политических взглядов и возраста. Нас мало что объединяет. Но 12 апреля 1961 года всенародно признано как один из самых светлых дней в ужасном для нашей страны ХХ веке. И картинка про это», — рассказал Zoom.
Художник признался, что накануне Дня космонавтики он искал различные сюжеты на тему космоса и рассматривал также вариант с изображением Константина Циолковского, однако по сравнению с канонической фотографией Гагарина этот вариант отпал сам собой. «Это реально икона — обаятельный русский парень, первым на Земле полетевший к звездам».
Май. «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» на Большой Ордынке.
Июль. «Да здравствуют пробки! Ходите пешком». Печать на баннерной сетке.
В инстаграме художник написал: «Привет из московского транспортного ада». Он переосмыслил тему бело-зеленых ограждений, натянутых вдоль многих улиц Москвы, и превратил их в пешеходный переход со знаменитой обложки группы The Beatles. Новую растяжку он разместил на Тверском бульваре.
«Я часто пытаюсь обыграть городской контекст, и в последний год полосатые бело-зеленые ограждения вокруг дорожных работ определенно стали частью московского ландшафта. Город копали всегда (достаточно вспомнить сцену с дорожниками в фильме «Я шагаю по Москве»), но этим летом масштаб дискомфорта вышел за рамки добра и зла. Мне захотелось как-то ободрить обычных людей, которые ползут в своих машинах в этих лютых пробках, подсластить горькую пилюлю», — отметил художник.
По словам Zoom, образ The Beatles он выбрал как медийную, знаковую икону, а пешеходный переход показался ему уместной шуткой в привязке к полосатым заборам.
«Я не знаю, в какой степени это можно назвать искусством вообще или уличным искусством в частности. Я ничего не рисовал, сделал макет на компе, напечатал баннер и повесил его ночью. Никто мне не препятствовал и не запрещал, потому что я разрешения ни у кого не спрашиваю. Как это все назвать? Спонтанный городской дизайн? Не знаю. Тема терминологии меня не занимает», — отметил художник.
Июль. В Мерзляковском переулке появился рисунок, посвященных второй годовщине «проекта Zoom». Он единственный оказался долгожителем, по крайней мере, в середине декабря еще был на месте.
Ноябрь. «В Тридевятом царстве» на Большой Полянке. Художественное отражение ситуации в современной России.
Рисунок, на котором пригорюнившаяся бабка вернулась к развалившемуся старому совку, не провисел и дня. На некоторые острые комментарии Zoom ответил так: «В. тут ни при чем. Он часть Тридевятого царства, его же туда не на парашюте скинули. Проста карма такая». (Фото взято из ЖЖ serge elephant).
Декабрь. «Чапаев» на Люсиновской улице, 39. Это своеобразный подарок от художника ЖКХ-конторе, располагающейся в этом доме.
Один из комментариев: «Первый раз он утонул в реке Урал, а в этот раз будет стерт с лица земли лицом азиатской национальности, вооруженным не пулеметом, а малярным валиком и банкой с краской». «На Сечина похож» — написал другой комментатор. «Вы не первый, кто это заметил. Яхту догоняет» — ответил Zoom.
Последняя из нелегальных работ, «Грязный шепот улиц», появилась в декабре на Таганской площади и представляла Джокера из обрывков уличных объявлений. Никому из интересующихся творчеством Zoom ее сфотографировать не удалось, так как она провисела менее часа. Закрашивающие ее оказались ответственными за здание и сообщили, что им поступил сигнал о незаконной рекламе, и они просто вынуждены уничтожить работу, иначе им выпишут большой штраф.
Помимо нелегального творчества, Zoom создал несколько легальных произведений. Ими можно любоваться и сейчас.
«Три корочки хлеба».
В декабре 2016 года этот ироничный рисунок украсил пекарню «Завтраки.ру» на Соколово-Мещерской улице в районе Куркино. Я упоминал о нем в аналогичном обзоре год назад. Однако к моменту подготовки того обзора до него не доехал, поэтому представляю сейчас.
«Дедушка» в кафе Barrique в Благовещенском переулке.
Сделано из специй (черный и красный перец, корица, имбирь, куркума, кокосовая стружка, кофе) по оригинальной фотографии Джоуи Лоренса, позже зафиксировано лаком. Нанесение заняло у автора примерно неделю. Эта картина действительно имеет пряный запах.
«Ржавый Будда», тоже в кафе Barrique.
Дерево, скобы, ржавчина. Сделано степлером, использовано около 70 тысяч скоб. Zoom: «Тему со скобами придумал, как оказывается, не я. Все давно придумано. Но я замутил ржавчину. На создание ушел примерно месяц».
Юрий Богатырев в роли Егора Шилова в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
На мой взгляд, это одна из лучших работ художника. Здесь использованы вырубка и шпаклевка. Работа находится на бывшем ликеро-водочном заводе «Кристалл», выполнена при содействии «Первого граффити-агентства».
«Горящие помойки моего детства». Работа для групповой выставки «Войти в историю» в Музее Москвы на Зубовском бульваре. Материалы – спички и потолок.
Выполнено в винтажной технике, вот как ее описывает сам Zoom: «Харкаешь на побелку на стене. Тыльным концом спички замешиваешь из этого кашицу, цепляешь на спичку и выстреливаешь ее в потолок через черкаш, чтобы сера занялась во время полета. Если сначала зажечь, а потом кинуть спичку, она потухнет, не долетев до потолка.» Безусловно, такое детство было у миллионов, однако только единицы конвертируют его в настоящее искусство. Замечу, выставка открыта до 18 марта 2018 года.
«Чужой против Хищника», декабрь 2017.
Работа находится на 3 уровне парковки ТЦ «Водный» на Головинском шоссе. Нарисована такими пикселями-петельками типа буквы V, как при вязании. В итоге получился как будто вязаный свитер. Сходство со свитером усиливает то, что Zoom сделал традиционные «снежинки» в промежутках рисунка. Хоть он, скорее всего, не понял, зачем они нужны, поэтому некоторые расположил в странных местах. На самом деле эти снежинки — технологические, они нужны, чтоб с изнанки нерабочая нить (в данном случае белая) не шла в рисунок слишком долго не подхваченной.
Подводя итоги 2017 года, прежде всего заметим, что художник продолжает радовать нас своим творчеством, пробуя разные нестандартные техники для воплощения своих идей. При этом не забывает о монетизации собственных усилий. Его магазин авторских принтов регулярно пополняется новыми рисунками на футболках и чехлах для телефона.
Второе, что бросается в глаза, Zoom стал не так часто, как раньше, размещать свой нелегал на московских улицах. В 2016 – 35 раз, в 2017 – 15 раз, цифры говорят сами за себя.
Третье – нелегальные рисунки Zoom вслед за Москвой появились и в других городах. В том числе за рубежом – в Мумбаи (Индия), Валенсии (Испания), Дублине (Ирландия), Амстердаме (Нидерланды). Появилась и работа в России, в Саратове, в которой очевидна отсылка к образу Родины-матери. И хотя первая реакция на использование узнаваемого образа у многих негативная, надо сказать, что работа получилась сильная, она заставляет задуматься. (Фото взято из инстаграма художника).
И самое неожиданное. Zoom редко касался политических тем, в 2016 году у него была всего лишь одна подобная работа. После этого он ушел в развлечения, предпочитая собирать в своих творениях «иконостас русского поп-арта, странный микс советского наследия, духа новейших времен и тлетворного влияния Голливуда». Однако вспомним классика «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». В итоге в 2017 году мы увидели как минимум три работы с политической подоплекой. Станет ли дальнейшая политизация тенденцией в его творчестве, мы узнаем в наступившем году.
Публикация подготовлена: Василий П.