Птичий помет, мухи и лапша. Работы уличного художника Zoom в 2016 году
Уличное искусство – вещь непостоянная. Некоторые интересные работы, достойные выставки, появившись на короткое время, быстро исчезают и остаются только на фото. В последние полтора года одним из ведущих уличных художников Москвы стал Zoom, чьи работы только появившись моментально расходятся по социальным сетям.
Хотим предложить вам прогулку по местам работ уличного художника Zoom в Москве 2016 года —>
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства:
Zoom – наверное, самый известный сейчас московский уличный художник, которого называют «Замоскворецким Бэнкси» или «Московским Бэнкси». Однако заниматься уличным искусством он стал каких-то полтора года назад. Первая из его работ появилась во дворе на Большой Серпуховской 18 июля 2015 года. Она изображала Винсента и Джулса из «Криминального чтива». Только на ней они держат селфи-палки вместо пистолетов. Работа прогремела на весь мир, и это не преувеличение. Её разместил авторитетный обзор уличного искусства streetartglobe, имеющий 2.5 млн подписчиков.
Впервые я узнал о нем из интернет-публикации от 24 июля 2015 года «Почему в Москве нет своего Бэнкси. МОСЛЕНТА о стрит-арте и уличных художниках». Я знал, кто такие Илья Бодров или Сабина Чагина, чьи мнения приводились в публикации, и чем они знамениты в мире стрит-арта, и даже опознал рисующую девушку, показанную на первой фотографии, но кто такой Zoom и что он к этому моменту нарисовал, я не знал, и не я один. Кстати, о его рисунках в публикации умалчивалось.
Где-то в августе 2015 мы с женой, находясь в центре, увидели рисунок устрашающего вида животного с текстом «Альфа — самец. Осторожно, животное опасно». Само граффити было выполнено трафаретом и размещено на месте рекламного щита, то есть это было явно нелегальным. Учитывая то, что это было совсем близко от Кремля, мы решили, что рисунок имеет политический смысл. Графически мне он не понравился, я даже фотографировать его не стал. Как оказалось впоследствии, это была первая работа Zoom, которую нам удалось увидеть.
В начале сентября 2015, просматривая интернет, я нашел многочисленные фото персонажей, делающих селфи на фоне «Криминального чтива». Съездил, сфотографировал, но не узнал, кто же автор.
Zoom продолжал работать, и в начале октября 2015 прессу будто где-то прорвало. 2 октября появилась статья на «Медузе», 3 октября на fishki.net, 6 октября подключилась газета «Метро». В каждой статье приводились фото десятка выполненных к этому времени работ. С тех пор шум вокруг работ Zoom только нарастал, и в ход шли самые лестные эпитеты.
Для пропаганды своего творчества художник выбрал слоган «Стрит-арт без вандализма». Как-то на задний план при этом ушел тот факт, что нанесение без разрешения рисунков на домах и рекламных поверхностях – это и есть чистой воды вандализм.
Оттого, что сам художник не считает свое творчество вандализмом, ничего не меняется. Тем более, свои творения он обожает размещать не в укромных дворах, а на улицах в центре Москвы. Интересно, как бы отнеслась пресса к его работам, если бы автор продолжил развивать темы с политической подоплекой (тот же «Альфа-самец», или «Не буди Россию – пусть пока спит», да и случаен ли «Крестный отец» из скотча в районе Кремля?). Однако дальнейшее творчество автора ограничилось показом, иногда с ироничным переосмысливанием, знакомых символов советского и мирового кино.
Из интервью сайту etoday, январь 2016: «Я позволил себе роскошь делать только то, что мне близко. Меня интересуют культовые, иконические фигуры, которые близки не только мне, но и той прослойке людей, для которых я работаю, людей, которые читали те же книжки в детстве, и поджигали те же помойки, что и я. По сути, я собираю иконостас русского поп-арта, странный микс советского наследия, духа новейших времен и тлетворного влияния Голливуда».
Очевидный факт вандализма Zoom признал только в сентябре 2016, в интервью сайту «Афиша», да и то не захотев назвать себя вандалом и слукавив в отношении прошлых работ. «Нет, я не вандалю. Но раньше я работал только на руинированных или технических стенах. А сейчас иногда вижу — ну такая «вкусная» стена, не удержаться!».
Но хватит рассказывать, смотрите лучше мой обзор работ Zoom 2016 года. Практически всех их в городе уже нет, они закрашены. Такое впечатление, что коммунальщики следят за творчеством художника в интернете и оперативно выезжают по указанным адресам. Все фотографии в этом отзыве – мои. Некоторые работы мне сфотографировать не удалось, но их немного, так что представление о творчестве мастера вы получите. Приводятся авторские названия. Работы размещены по хронологии их появления.
«Хватит бухать!» – третья работа цикла. Рон Перлман в роли Хэллбоя из фильма «Хэллбой» и Юрий Никулин в роли Семёна Горбункова из фильма »Бриллиантовая рука».
Работа появилась на Большой Серпуховской в начале января и провисела недолго, её сорвали, оставив только текст «Хватит бухать». Было очевидно, что это сделали не коммунальщики, а некие «любители прекрасного», так как соседнее окно с граффити не тронули. В апреле эта работа украсила открывшийся на Большой Серпуховской паб. Интересно, что надпись «Хватит бухать» в это время еще продолжала красоваться на улице, так как по тематике питейному заведению она не подошла. Работники паба сработали по принципу «Была ваша – стала наша», а по их понятиям, спасли работу от уничтожения. Как сообщил Zoom, в дальнейшем ему удалось получить работу назад, отдав взамен постер.
Улица Щипок. Иронически обыграно ее название.
«С наступающим 23 февраля». Работа на политическую тематику, появившаяся на Полянке к 23 февраля, вызвала поляризацию зрителей. В инстаграм автора, обычно полный восторгов, писали многочисленные критические замечания: «Вижу провокационное содержание. И, кстати, те, кто защищал Родину вместе со Сталиным, надрали бы автору зад армейским ремнем». Довольно быстро «Без Сталина» неизвестные исправили на «За Сталина», позже кто-то подписал «За Обамку», а потом работу и вовсе закрасили. Возможно, из-за реакции на эту работу, больше к политическим темам в 2016 году художник не обращался.
«Моя девочка». Георгий Милляр в роли Бабы-Яги.
В цикле под названием «Пожалуйста, будь добрее» киношные злодеи призывают к доброте. Седьмая работа цикла.
Чужой из фильмов про Чужих.
«Девчата в большом городе». Работа с героинями фильма «Девчата» появилась к женскому дню 8 марта.
Дали на Мытной улице. В композицию включена желтая труба.
«Моя прелесть». Голлум из фильма «Властелин колец». Работу не закрашивали довольно долго, так как она располагалась рядом с легальным граффити ЗОЖ. Коммунальщики, видимо, полагали, что это ее часть.
«Вождь Швабра». Уилл Сэмпсон в роли Вождя из фильма «Полёт над гнездом кукушки». И снова обыграна труба. Работа сделана в самом центре города, на Триумфальной площади, и прожила недолго.
Пётр Мамонов, музыкант, актер и поэт.
«Миша». Писатель Михаил Лермонтов в образе современного модника.
Компания Obey, основанная знаменитым райтером, художником и графическим дизайнером Шепардом Фэйри, невероятно быстро приобрела всемирную известность благодаря своему дерзкому контр-культурному направлению. Сам Шепард известен своими работами, стилизованными под пропагандистские плакаты, созданными с целью пробудить общественное сознание. Это, в первую очередь, известные изображения рестлера Andre the Giant с подписью Obey (англ. Повинуйся, подчиняйся), которая позже и стала главным логотипом бренда.
Баскетболист Майкл Джордан.
«Ипполит. Посвящается камерам наружного наблюдения». Юрий Яковлев в роли Ипполита в фильме «Ирония судьбы».
«Краткое содержание предыдущих серий». Герои сериала «Игра престолов». Кляксы краски – часть работы, так отмечены погибшие или покалеченные персонажи сериала.
«Поймана на месте преступления». То же с дорисованной Серсеей. Дорисовка появилась после того, как кто-то закрасил на стене лица Брана и Кейтелин.
«Джоконда» из 1050 жвачек. Мне удалось снять работу в первый день. Говорят, уже на следующий день она не впечатляла, так как жвачки довольно быстро отклеивались.
«Василий Макарыч». Василий Шукшин в роли Егора Прокудина из фильма «Калина Красная».
«Дейенерис в Москве». Это вновь героиня культового сериала «Игра Престолов», если кто-то не в курсе.
«Джейсон против вывески». Джейсон Вурхиз из фильма «Пятница 13» вешает вывеску. Обратите внимание на надпись на куртке.
«Рой Лихтенштейн меняет профессию». Отсылка к фильму Гайдая.
Постер с героями фильма «Однажды в Америке».
Джон Малкович поймал покемона. Работа сделана в июле, в момент всеобщего бума этой игры.
«Жив, и в прекрасной физической форме». Кому-то видится Виктор Цой, кому-то Брюс Ли.
«Люся». Портрет Людмилы Гурченко был сделан губной помадой и довольно быстро закрашен коммунальщиками. После он начал жить своей жизнью. Косметические масла, входящие в состав губной помады, все явственнее проступали сквозь слой муниципальной краски.
«Время вашей парковки истекло».
«Саша Вертинский (Черный Пьеро)».
«Есть ли жизнь на Марсе?». Сергей Филиппов в роли лектора Никадилова из фильма «Карнавальная ночь».
Работу с Шукшиным на Садовнической улице закрасили. Художник вернулся на это место и дорисовал, как Смерть закрашивает Шукшина. В инстаграме он разместил стихотворение.
«Нас всех замажут без остатка
Без сожаления и слез
И только пальцев отпечатки
Не смоют со стволов берез.»
Последняя в 2016 году работа художника. Обратите внимание, здесь хорошо вписалась подпись.
Все показанные выше работы нелегальны, то есть размещены автором ночью на стенах без всякого согласования. Однако если в 2015 году Zoom отметился только одной легальной работой – портретом Варлама Шаламова, сделанным по заказу Музея ГУЛАГа, то в 2016 таких работ было несколько. Полагаю, их можно увидеть и сейчас.
Собака на станции метро «Площадь Революции». Работа находится на стене у книжного магазина во дворе в Хохловском переулке 7/9.
«Эта собака — такой намоленный городской тотем, не спущенный сверху, а неофициальный народный символ. Люди трут ей нос, просят о чем-то, загадывают желания — и она от этого светится. Так и с Москвой — мы все что-то просим у города, о чем-то мечтаем.
Да, у нас куча сложностей, полутоталитарное общество, но мы все равно любим свой город и страну. И поэтому руки на картинке тянутся не к мужику с ружьем, а к собаке, как к чему-то милому и живому».
«Pulpчата». Герои фильмов «Девчата» и «Криминальное чтиво». Кафе Local People на Большой Грузинской улице.
«Нонна». У самой Красной площади, на втором этаже кафе на Никольской, 11.
«Гаркундель». Музыкант Олег Гаркуша. Портрет выполнен из лапши. Висит в помещении сети «Горлапша», Барклая, 8, внутренний двор.
Еще одна легальная работа художника находится в Куркино, но туда я не добрался.
Вот как Zoom оценивает свое место в искусстве. «Конечно, мне приятно, когда меня называют художником, но, если называть вещи своими именами, какой я художник? Художник — это Эгон Шиле, Ван Гог. А у меня и труба пониже, и дым пожиже. Да и задачи другие. Я просто деятель поп-культуры, уличный дизайнер. Делаю в некотором смысле китч. Я из себя ничего не пыжу, просто мне это в кайф».
Да, пока он считается уличным художником. Ведь настоящий художник – это тот, кто участвует в выставках и выставляется в галереях. Замечу, шаги в этом направлении уже сделаны. Первой стала работа для выставки «Враг» в галерее «Свитер» (Екатеринбург).
Центральный выставочный зал «Манеж». Биеннале «АртМосСфера». Портрет Альфреда Хичкока, выполненный на капоте из птичьего помета.
«Деньги не пахнут» (холст, мухи). Работа для выставки «Не/Зависимость». ВДНХ, 64 павильон.
В августе 2016 сделан важный шаг по монетизации собственного творчества. Zoom открыл магазин авторских принтов (http://zoom.printio.ru/). У поклонников его творчества появилась возможность приобрести футболку или чехол для телефона с понравившимся изображением. Кстати, среди рисунков есть и такие, которые не размещались на улицах (например, Чапаев или Карл Маркс).
Заканчивая этот обзор, могу констатировать, что Zoom – изобретательный уличный художник. Как вы видели, в 2016 году он использовал жвачку, губную помаду, лапшу, птичий помет, мух, на улицах обыгрывал трубы и прочие детали домов. Он ведет замкнутый образ жизни и далек от тусовки уличных художников. Мне довелось его один раз увидеть, но он возражает против публикации своих фотографий. Надеюсь, что вам понравилось его творчество.
Публикация подготовлена: Василий П
Фото автора.