История озеленения Москвы
В эти декабрьские морозы самое время писать про озеленение города. Почему? Потому что именно сейчас, в ноябре и декабре в центре города активно сажают деревья – так они лучше приживутся. Деревья уже вернулись на Тверскую, на Садовое, появились на многих других улицах города и не только в центре.
Сегодня мы решили рассказать, как в Москве относились к озеленению с давних времени и до наших дней —>
История флоры Москвы и озеленения развивается по спирали: то созидание, то разрушение, затем снова созидание.
Если начинать рассказ с самого раннего этапа развития, даже не города, а поселения Москвы, то, конечно, вся территория была покрыта лесом. Название Боровицкого холма, на котором стоит Кремль, как нетрудно догадаться, происходит от некогда шумевшего здесь бора.
Двор удельного князя. Картина кисти Аполлинария Васнецова.
Автор не уточняет, какого точно князя, но, давая усредненную картинку времен феодальной раздробленности до возвышения Москвы в начале 14 века при Иване Калите. Всё «озеленение» здесь естественное, в этих местах преобладали ели и сосны, которые активно вырубались и использовались населением города для строительства. Город расширялся, и за его окраинами лес вырубался. Подобные вырубки называли «кулишками», а жить «у чёрта на кулишках» как раз и обозначало «на самой окраине», в новостройках, говоря по-современному.
Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, живший в Москве в 16 веке, писал, что Москва была богата не только елями и соснами, но и орешником.
В 15-16 веке в городе стали высаживать «аптекарские огороды». Первый был обустроен почти напротив Кремля, о нём до сих пор напоминают Садовническая улица и набережная.
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века. О каком-то цивилизованном озеленении здесь также говорить рано.
Вид нынешней Трубной площади в 18 веке (река Неглинная проходит в «трубу» в стене Белого города, отсюда и название). Город заканчивается и начинаются поля. Как и положено, сразу за границей города «строительный рынок» – торгуют срубами и брёвнами.
По сути, цивилизованное озеленение приходит в Россию только в конце 18 столетия, когда при Екатерине II стену Белого города сносят и на её месте устраивают аллеи на манер парижских boulevard. Тогда-то слово и приходит в русский язык:
Огюст Кадоль. Акварель. Тверской бульвар в первой половине 19 века. Знать гуляет среди специально посаженных рядов деревьев.
В начале 19 столетия рождается то, что потом назовут урбанистикой. Одним из первых урбанистов Москвы можно назвать писателя и критика Владимира Одоевского. Ещё в первой трети 19 века он опубликовал серию статей о том, как должно быть все устроено в городе, какими должны быть бульвары, как должны работать городские службы, как надо заботиться о пешеходной инфраструктуре.
В частности, написал прекраснейшую статью «Зачем существуют в Москве бульвары». Статья до сих пор настолько актуальна, что невозможно не привести её отдельными частями:
Зачем существуют в Москве бульвары
Берем смелость поставить этот нескромный вопрос, один из многих бродящих по Московским улицам. Москва опоясана бульварами – от них не только украшение, но и важная польза. Когда иностранцы, смотря на план Москвы, видят это зеленое кольцо, мы с гордостью им толкуем, что вот как у нас; что у нас и зимой и летом, кругом города, могут ходить и хворые и здоровые, и старцы и дети, промежду деревьев и не боясь наезда экипажей. <…>
<…>А возы-то наши! Англичанину, вероятно, и в голову не войдет такого чудного препятствия. Как ему догадаться, что в Москве, по патриархальному обычаю, возы, а равно извощики стоят как ни в одном городе земного шара, а именно поперек улицы, а не гуськом вдоль по тротуару, как во всех городах мира. Этот похвальный московский обычай тем более приносит удовольствие, что улицы в Москве узки, и когда улица таким образом загорожена возами до половины, тогда почти нет ни проезда экипажу, ни прохода пешеходу. Для большего удовольствия публики в этих узких пространствах очень часто несутся во всю прыть беговые санки или мужицкие порожняки на невзнузданных лошадях; скачет дикарь во образе купчика, или барчонка, наезжающего рысаков, или в образе порожняка, попадется ему экипаж, он хлопнется об колесо, попадется ему ребенок или женщина, он свалит их с ног, ускачет и поминай как звали.
Рождественский бульвар в первой половине 19 века.
Покровский бульвар в конце 19 столетия
Все Садовое кольцо в 19 веке было обсажено садами:
Садовое кольцо в районе нынешнего проспекта Сахарова
Вид от Яузы в сторону Курского вокзала
Садовая-Кудринская улица, убегающая вперед к Триумфальной площади.
Но всё изменилось в 1930-х, когда приняли сталинский план реконструкции города, предполагавший превращение большинства улиц в крупные магистрали. Та же Большая Садовая со стороны Триумфальной площади в процессе реконструкции и вырубки садов после 1935 года выглядела так:
И уже перед войной стала такой:
Зелень не воспринималась как благо в городе, а вот новые дороги, грандиозные, невиданные до этого в России магистрали виделись как путь в светлое будущее:
Гордились каждой АЗС в центре города:
При этом даже во многих парках акцент делался не на зелень, а на культурно-досуговые павильоны. Вот, например, парк Горького в 1930-х
А кому природы хочется, так добро пожаловать в загородный (!) парк Сокольники:
После войны, особенно с расширением города при Хрущёве акцент переместился в новые районы, где озеленению стали уделять внимание. На фото Новые Черёмушки:
Тогда же в Москве стали активно высаживать тополя – неприхотливые и быстро растущие в условиях города деревья.
При этом центр города оказался будто в стороне. В 1970-х прошла волна реставраций архитектурных памятников, но зелень в центр города так и не вернулась в дореволюционном виде.
Конечно, центр спасало Бульварное кольцо (его чудом не успели вырубить до войны) и до некоторой степени Тверская:
Но в целом количество зелени не росло пропорционально городскому строительству и росту населения, даже, наоборот, с Тверской зелень исчезла, и вот, не побоимся этого слова, начался новый этап созидания, напоминающий начало 19 столетия.
Зелень возвращается на Тверскую:
Многие улицы после реконструкции также были озеленены.
Зелень возвращается на Садовое кольцо и в Лужники:
Москва потихоньку становится одним из самых зеленых мегаполисов мира. За 6 лет в столице высадили около 4 миллионов деревьев и кустарников – 432 тыс. деревьев и 3,5 млн кустарников. Последние 3 года в городе действует программа «Миллион деревьев».
В городе сейчас сложилась такая ситуация, что срубить дерево очень и очень сложно, а если всё же приходится прибегать к такой мере, то, например, застройщик обязан компенсировать это посадкой двух деревьев. Более того, многие, наверняка, не знают, но сейчас чиновников обязали через электронные обращения работать с населением, и можно подать заявку на озеленение своего двора. Чтобы дерево высадили осенью, нужно обратиться до 10 марта текущего года, а весной – до 10 сентября предыдущего года. Вам обязаны ответить. К тому же не забывайте заглядывать в приложение «Активный гражданин», где уже прошло 5 голосований по вопросам озеленения.
Ждём весны, когда всё распустится, и мы рискуем просто не узнать некоторых улиц.