В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Призраки генплана 1935 года. Следы нереализованных идей

Auto Date Вторник, июля 29, 2014

00

Гуляя по Москве, во многих местах можно встретить следы сталинского генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Можно наткнуться на реализованные фрагменты, а можно увидеть и то, что так и не удалось воплотить по замыслу 1930-х. Генеральный план был поистине титаническим, сталинские градостроители хотели построить совершенно новый город на месте старой Москвы. Старая планировка категорически отрицалась, узкие и кривые московские улицы хотели выпрямить и расширить раза в три-четыре, а также пробить много новых проспектов и застроить всю Москву новыми, сталинскими домами. Реализовать план в полной мере, к счастью или к сожалению, помешала война.

При этом многие районы и улицы до сих пор несут следы грандиозного плана. Давайте прогуляемся по Москве, приглядимся и посмотрим, что было сделано, и как все замышлялось —>

После утверждения генплана в 1935 году фактически сразу приступили к его реализации, начав с центральных площадей и улиц Москвы. Первым делом расчистили Манежную площадь, Охотный Ряд, построив там гостиницу «Москва» и здание Госплана (ныне — Госдума), дальше взялись за главную улицу Москвы, Тверскую. Её решено было спрямить и расширить в три раза, застроив новыми домами. Часть замысла реализовали до войны, но закончили уже в конце 1940-х годов. В это же время реконструировали Садовое кольцо, расчистили его от «садов», закатали в асфальт и начали обстраивать «сталинками». В конце 1930-х годов заменили почти все мосты на Москве-реке и Водоотводном канале (см.нашу отдельную публикацию про мосты Москвы). Но полностью реализоваться генеральному плану было не суждено, прежде всего помешала война. После неё было не до этого, хотя красные линии 1935 года действовали вплоть до 1970-х годов. Все дома, которые появлялись после войны, возводили с учётом будущего расширения улиц и пробивки новых проспектов. Из целых проектов реализовано было немногое, например проспект Калинина (Новый Арбат), который пробили уже в 1960-е годы. И даже Новокировский проспект (проспект Сахарова), появившийся уже в конце 1970-х, это тоже замысел 1935 года. Кроме этого, реконструировали ряд набережных Москвы-реки. Но больше в Москве следов именно нереализованных проектов генплана. Их можно встретить по всему центру города, это может быть сталинский дом парадного вида посреди двора, который так и не дождался своего проспекта, выходы домов с Садового кольца с заделом под расширение улиц, широкий мост, ведущий на узкую улицу, проспект-призрак с домами, между которыми не шумная магистраль, а зелень и тихая трамвайная улочка, петляющая между старыми домишками. За примерами далеко ходить не надо, их можно увидеть на той же Тверской, в районе Лубянки, на Новокузнецкой или Таганке. Попробуем разобраться, где и какие следы остались от нереализованного полностью генплана, заодно окинем взглядом и то, что успели осуществить.

Общий план реконструкции центра:

генплан

Так, например, могла бы выглядеть Лубянка

 

лубянка

Итак, поехали. Вскакиваем в новый Mercedes-Benz GLA и начинаем наше путешествие по нереализованной фантастической сталинской Москве

DSC_6351

Пост длинный, поэтому для отдыха можно прерываться и пробовать отыскать эту машину на каждой второй фото этой публикации.


Для начала из реализованного:

01
Тверская площадь. Именно так должна была выглядеть вся Москва по замыслу сталинских градостроителей. Причем, дом слева в основе дореволюционный, это перестроенная гостиница «Дрезден», а красное здание мэрии — бывший дом генерал-губернатора ещё 18 века, передвинутый на рельсах на 13 метров при расширении Тверской и надстроенный. Так что при реализации генплана наиболее крепкие и крупные дома сохраняли, надстраивали и одевали в сталинские фасады.

02

С Тверской передвинули во дворы десяток домов, самый большой из них — Саввинское подворье, шедевр неорусского стиля. С двумя внутренними дворами его задвинули во двор, причем при таких передвижках жильцов не отселяли, подключали временные коммуникации и фактически за ночь передвигали (при этом, работы по подготовке передвижки могли продолжаться не один месяц).

Сталинский город мечты на картине Юрия Пименова «Новая Москва» (1937 г.):

000000

И этот же вид в наше время:

03Абсолютно также, увы, не сфотографируешь — движение сейчас здесь одностороннее и в противоположную сторону, только если из люка камеру высунуть.

Это вид с Театрального проезда на полностью реконструированный Охотный Ряд. На месте торговых рядов и прилегающей застройки возвели гостиницу «Москва», а напротив снесли два выдающихся памятника архитектуры 17 века — палат Василия Голицына и церкви Параскевы Пятницы, построив на их месте здание Госплана, сейчас это Госдума.

Набережные Москвы-реки
За реконструкцию застройки набережных принялись уже после войны, почти полностью обновили Космодамианскую (между Устьинским и Краснохолмским мостами). В основном же реконструкция коснулась набережных за Садовым кольцом — Фрунзенской, Ростовской, Смоленской, Тараса Шевченко, Краснохолмской.

04
Реконструированный Бородинский мост и застройка набережной Тараса Шевченко.

05
Ростовская набережная. В сталинское время успели возвести только центральную часть «Дома архитектора», причём проектировавший здание Щусев сделал полукруглый выступ, чтобы сохранить церковь, стоящую по переулку. И боковые крылья дома построили только в 1960-е годы, церковь при этом снесли, но ещё долго сохранялась старая застройка на склоне вдоль набережной перед большими новыми домами.

При этом уже после смерти Сталина проект сильно урезали и в изначальном виде он должен был быть примерно таким:

08_big

 

Следы нереализованных проектов.

По генплану 1935 года планировали замкнуть Бульварное кольцо, пробить его в Замоскворечье. Для начала в 1930-е построили новый и широкий Большой Устьинский мост, начали ломать застройку по трассе пробиваемого проспекта, и началась война. А после войны вновь взялись за прокладку проспекта только в середине 1950-х годов, построили три здания по красным линиям проспекта, и на этом реализация проекта остановилась.

06

Вид с Водоотводного канала на Садовнический проезд. Хорошо видны красные линии предполагаемого продолжения Бульварного кольца. Два дома стоят напротив друг друга, слева – жилой дом, справа – административное здание, сегодня – Министерство экономического развития. Их построили в конце 1950-х годов, но проспект здесь так и не прошёл, вместо него – деревья, узкий Садовнический проезд с трамвайной линией, петляющий между недоломанной старой застройкой. Всё это должно было стать проезжей частью проспекта.

07

Линию жилого дома с предыдущей фотографии продолжает чуть дальше сталинский «Радиодом», построенный тоже в конце 1950-х. Освещённая солнцем сторона дома должна была стоять по красной линии прокладываемого кольца. В кадре справа, по линии Большой Татарской улицы виден двухэтажный старый дом, который не успели снести при пробивке проспекта.

На пути проспекта стояла церковь Параскевы Пятницы, давшая имя Пятницкой улице. Её снесли, и в 1943 году возвели на этом месте вестибюль станции метро Новокузнецкая, который должен был стоять на углу пробиваемого кольца и расширенной Пятницкой улицы.

08
Вид по трассе предполагаемого проспекта от вестибюля Новокузнецкой в сторону Водоотводного канала. За деревьями в левой части кадра виднеется высокое здание Минэкономразвития, про которое я уже говорил выше. Интересно, что даже в 1960-е годы ещё не оставляли попытки проложить бульварное кольцо в Замоскворечье. Здание министерства хотели продлить до точки съёмки, т.е до вестибюля метро, да ещё и повернуть по Пятницкой улице, встроив выход из метро в угол здания. Но, к счастью, этого не произошло, иначе был бы убит образ старой Пятницкой улицы. И теперь эти места вдоль трамвайной линии – довольно хаотичные в плане застройки – сочетание недоломанной старой застройки, и нереализованной полностью новой. Получился проспект-призрак, заросший деревьями будто в пост-апокалиптическом фильме.

09
Наложение проектных линий бульварного кольца и расширенной Большой Ордынки на современную карту. Красным показаны дома, которые реализовали в рамках генплана 1935 года, оранжевым – запланированные ещё по плану середины 1920-х «Новая Москва».

К счастью, на линии Пятницкой улицы пробивка остановилась, и дальше сохранились целые старые кварталы Замоскворечья, но один дом в этих местах всё-таки построили – дом Писателей у Третьяковской галереи, в 1937 году. Там, где должно было пройти бульварное кольцо, до сих пор узкий Ордынский тупик и скверик с фонтаном. Недалеко от него, со значительным отступом от красной линии Большой Ордынки стоит громадное здание Росатома:

10

В советское время тут располагалось Министерство среднего машиностроения, которое занималось атомными делами и созданием ядерного вооружения. Здание строили в середине 1950-х годов по линии расширения Большой Ордынки, которая должна была стать частью широченной магистрали «Север-Юг». Расшириться Ордынка должна была раза в четыре, с правой стороны отступ к новой красной линии предполагался такой же, как перед Росатомом. Из проекта расширения Ордынки это почти единственное, что было реализовано. Дальше есть ещё дом 50, построенный в 1963 году с тем же отступом – это уже восьмиэтажная хрущёвская коробка. И конечно же, важный след расширения этой улицы – Москворецкие мосты, которые гораздо шире, чем узкая Ордынка, и спроектированы были как-раз под крупную магистраль.

11
Широкий Малый Москворецкий мост и узкая Большая Ордынка.

Кроме этих примеров в Замоскворечье ещё остались следы попытки расширения Новокузнецкой улицы.

12
Вид с Садового кольца на Новокузнецкую улицу, видна существующая ширина и предполагаемая по генплану. Садовое кольцо в этой части подверглось реконструкции, и мы видим задел для расширения улицы, которое откладывали на потом.

Уже в 1970-е годы по новой красной линии возвели дом, известный всем по фильму «Иван Васильевич меняет профессию», именно тут находилась квартира Шурика, на балкон этого дома вышел царь и сказал: «Лепота!». Дом за конфигурацию стен прозвали «гармошкой» или «пьяным домом»:

13

На этом попытки расширения Новокузнецкой улицы закончились.

На противоположном берегу Москвы-реки один из значительных проектов – создание Малого полукольца по трассе переулков: Большого Знаменского, Крестовоздвиженского, Большого Кисловского, Газетного, Камергерского, Кузнецкого моста, Фуркасовского, Большого Златоустинского и Большого Спасоглинищевского. Задумано полукольцо было ещё в 1920-е годы, и кое-что в то время даже построили. После принятия генплана 1935 года реализация продолжилась, но возведено было по этому проекту немного зданий.

14

В Газетном переулке после войны построили помпезное здание в стиле сталинского классицизма. До Большой Никитской не довели, разница красных линий хорошо видна на фотографиях:

15

Дальше по пути кольца – заделы с Тверской улицы, особенно заметные в начале Камергерского переулка:

16
Застройка идёт «ступеньками», на углу Тверской «сталинки» конца 1930-х, видна предполагаемая ширина полукольца, а дальше справа – конструктивистский дом конца 1920-х, это ещё по предыдущему генплану, по которому планировалась меньшая ширина улицы. И уже дальше ещё один прыжок – старая красная линия с исторической застройкой.

17
На углу Тверской и Газетного переулка дом построили уже после войны, в конце 1940-х годов, и здесь тоже видна разница линий, стеклянное офисное здание 1990-х годов стоит по линии 19 века. Если бы кольцо удалось полностью реализовать, телеграф, стоящий слева, оказался бы выступающим за красную линию, так как он строился ещё до принятия генплана 1920-х годов и не был рассчитан под расширение переулка. Если, конечно, его не снесли бы вообще.

18
Попытки расширить Газетный и Камергерский переулки.

Следующие следы этой магистрали можно найти в районе пересечения с Лубянкой.

19
Вид с Большой Лубянки по трассе полукольца на расширенный Фуркасовский переулок. Это кусочек, реализованный ещё до принятия генплана 1935 года, слева — до общества «Динамо», 1931 г. , справа — один из корпусов НКВД-КГБ, того же времени. И только дальше, по новой красной линии справа, корпус уже 1940-х годов.

20
Вид на этот же участок со стороны Мясницкой. Слева — послевоенный корпус КГБ, обрезавший старую трассу Малой Лубянки. Заметьте, какой акцент на угол, торчащий сейчас в переулок и двор. Этот угол должен был оформлять перекрёсток полукольца и Новокировского проспекта, который должен был дойти до Лубянской площади. Но за пробивку этой магистрали взялись только в 1970-е годы, снесли кварталы Домниковки, проложив трассу от трёх вокзалов до бульварного кольца. Однако, ряд зданий по его линиям были построены ещё в 1930-е годы:

21

Например, здание Центросоюза по проекту Ле Корбюзье.

21_1

Кое-что, помимо корпуса КГБ, было построено по линии так и не проложенной части проспекта:

22
Это дом 17 строение 2 по Мясницкой улице, затерянная во дворах сталинка парадного вида. Фасад, который видно в кадре, должен был выходить на проезжую часть проспекта.
Интересующие нас дома можно найти на улице Земляной Вал, поскольку её должны были пересечь две новых магистрали.

23

Во-первых, планировали проложить проспект от Варварских ворот, прямиком в Лефортово, на месте кварталов Ивановской горки и улицы Воронцово Поле.

24
Вид с Земляного Вала на улицу Воронцово Поле. В кадре видно, как должен был пройти проспект в сторону Китай-города.

25

Аналогичная ситуация несколькими кварталами севернее, там Садовое кольцо должна была пересекать магистраль от Покровских ворот до железной дороги.

26
Вид от Большого Казённого переулка. Тут построили четыре угловых дома, между двумя из них скверик за забором, и оставшийся дореволюционный дом.

27

Как видно по плану, по линиям проектируемой улицы построили ещё три дома, один из них — дом НКВД у Покровских ворот, конца 1930-х.

Магистраль завода имени Сталина.

28

В районе Таганки ситуация, похожая на Новокировский проспект, тут пробивали «Магистраль завода имени Сталина», которая должна была пройти от Яузских ворот до окраин Москвы, района Автозаводской. Основную часть пробили в 1970-е годы, по трассе улицы Большие Каменщики, через кварталы Крутицких переулков, и дальше по Симоновскому валу. Участок от Яузы до Таганской площади остался нереализованным. Тем не менее, два дома по его красной линии возвели:

29
Слева две громадных «сталинки», явно несоразмерных узкой Гончарной улице. Ближайший дом построен в конце 1930-х годов, дальний — уже в начале 1950-х.

30
И по этой же линии стоит крыло высотки на Котельнической набережной, корпус В.
Магистраль Проспект Мира – Белорусский вокзал

Ещё одна невоплощённая магистраль должна была соединить Проспект Мира и Белорусский вокзал.

31

Начали строить от Проспекта Мира, сейчас это выглядит вот так:

32

На месте предполагаемого проспекта сейчас скверик, а дом построили угловым, причём его главный величественный фасад должен был выходить на проектируемую магистраль, а сейчас смотрит во двор:

33

В результате этой перепланировке кусок Калмыкова переулка был упразднён и превращён во двор этой «сталинки», но ряд домов с уличными фасадами сохранился:

34

Следующий след — угловой дом на Самотёчной улице, хорошо видно направление красной линии:

35

Дальше по пути проспекта-призрака трудно выявить какие-то следы, но если провести прямую линию, то всё становится понятным.

36
Здание в детском парке — чётко по красной линии.

Дальше — две школы, магистраль должна была пройти аккурат между ними. На плане их хорошо видно, в кадре — одна из них:

37

И уже за Новослободской улицей — три дома уже самого конца 1950-х годов:

38

Кстати, кое-что есть далеко за пределами центра Москвы, на севере — Коптевский бульвар, который значительно шире остальных бульваров этого района. Тут тоже хотели проложить магистраль, но на это раз — водную. Судоходный канал, который должен был соединить Химкинское водохранилище с Яузой, так и не прорыли, позже воду пустили в Яузу через коллектор и реку Лихоборку. Но ещё в 1950-е годы от строительства канала не отказывались, и при строительстве нового района Коптево, зарезервировали широкую полосу земли на бульваре.

39
Широкий Коптевский бульвар, на фото не видно даже высокой окружающей застройки.

40

И в завершение пара примеров того, что не было доделано полностью по генплану — на Тверской улице до сих пор остались некоторые дореволюционные дома, например Театр Ермоловой, бывший пассаж:

41
На Новом Арбате между башнями и «книжками», до сих пор сохраняется старая застройка прилегающих улиц и переулков:

42
Волхонку, проезжую часть которой пытались увеличить в 1970-е годы, сломав целый ряд домов, так и не расширили до конца, образовав «бутылочное горлышко».

43

Так что, блуждая по Москве, на каждом шагу можно наткнуться на следы сталинского генплана и порой они встречаются в совершенно неожиданных местах, и если изучить генплан, всё встаёт на свои места, и многим странностям находятся объяснения.

DSC_6187

Спасибо компании Daimler за предоставленный Mercedes-Benz GLA, обзор которого с еще одной московской историей будет чуть позже в блоге редактора.

 

Комментировать с помощью Facebook: