В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Большое московское наводнение 1908 г.

Auto Date Среда, июля 11, 2012

Москва в 1908 г. пережила сильнейшее наводнение. В Страстную неделю с 10 по 14 (с 23 по 27 по новому стилю) апреля уровень воды Москвы-реки поднялся до рекордных 9 метров. Был затоплен весь Болотный остров, большая часть Замоскворечья, Дорогомилово, Лужники.

Предлагаем посмотреть фотографии и почитать сообщения газет этой недели —>



Московское наводнение 1908 г. на карте

Далее весь текст (кроме текста в скобках) из газетных публикаций той недели. Даты даются по старому стилю.


11 апреля 1908 г.
Газета «Русское слово»

Два-три теплых дня кряду и несколько дождей сразу настолько дружно продвинули таяние снегов и разрыхлили лед, что быстрый и многоводный разлив реки Москвы был уже вне сомнения. <…>
К 9 час. веч. центр города — вся площадь между Москвой и Водоотводным каналом представляла оригинальную картину, полную удивительной красоты.
Начиная от дома Протопопова, у Каменного моста уже не было возможности проехать ни на Неглинный проезд, ни вдоль кремлевской стены, ни по Москворецкой набережной, так как все это было залито водой.
Небольшой сухой оазис был лишь у въезда с Балчуга на Москворецкий мост. Далее по Москворецкой набережной можно было проехать только до Китайского проезда: вперед по направлению к Устьинскому мосту двигаться на лошадях было уже невозможно, и городовые героически бросались в воду, хватая любопытствующих обывателей и заставляя их поворачивать обратно.
На Устьинский мост можно было проехать только кружным путем — через Китайский проезд, Солянкой и к Устьинскому проезду. С половины последнего экипаж попадал в громадное озеро, образовавшееся от соединения вод Москвы-реки и Яузы. При переезде через Устьинский мост жуть брала. Стары ненадежный мост дрожал от сильного напора воды. <…>
Все Садовники были в воде, «Болото» превратилось в настоящее море, Кадашевская и Болотная набережная были сплошь, со всеми улицами и переулками, выходящими на них, залиты водой. <…>
С большими трудностями, сидя уже с ногами на сиденье экипажа, можно было проехать по Раушской набережной. Здесь вода бурлила во всю.

Особенно красива была картина реки между Москворецким и Каменными мостами. С одной стороны тонули в воде ярко освещенные электрическими фонарями обеих мостов кремлевские стены, с другой — отражались в ней красивые дома и особняки Софийской набережной. <…> Поминутно встречались лодки с пассажирами, возвращавшимися из церквей с зажженными свечами.
Совсем как на Большом канале в Венеции. Только серенад не было. <…>


(Смоленская набережная возле Бородинского моста)

Где совсем была настоящая Венеция, так это в Дорогомилове. <…> Здесь Москва-река разлилась вовсю. <…> На большой Дорогомиловской улице все помещения первых этаже были залиты водой почти на 1 1/2 аршина. <…> Брянский вокзал оказался отрезанным от всего города, и проникнуть к нему можно было только на лодках или на полках ломовых. За доставку к вокзалу брали по 20 коп. с человека, сажая на полок по 15 — 20 человек. <…>

(Большая Дорогомиловская улица)

Все смежные переулки и улицы были сплошь залиты водой, а обыватели первых этаже и подвалов бежали, кто куда попало <…>
Здесь во тьме вдруг раздались душу раздирающие крики: «Караул! помогите!» Раздались свистки городовых, с площади вокзала бросилась публика.
Из окон второго этажа дома Ушкова, со всех сторон окруженного водой, кричали, что обывателей этого дома грабят.
— Как грабят?
— Приехали на лодках, ломают двери и грабят затопленные квартиры.
В доме Ушкова открывались окна и люди требовали полицию, лодок, чтобы задержать грабителей.
Публика потребовала от городовых немедленно разыскать околоточного и достать лодки.
Чем кончилась эта история, мы не знаем. <…>



12 апреля 1908 г.
Газета «Русское слово»

Продержавшись целый день на одном уровне, вода после 7-ми час. веч. снова начала подниматься. <…> Все улицы и переулки между Пятницкой и рекой-Москвой, затем весь огромный район Зацепы, Даниловка и вся линия павелецкой жел. дор. до товарной станции и на полторы версты дальше были залиты водой.


(Свешников переулок, Котельники)

До 6-ти часов на Павелецкий вокзал еще кое-как пассажиры пробирались, но не иначе, как на полках ломовых После 7-ми час. вода начала захлестывать и полки. После двух случаев, когда испуганные лошади едва не опрокинули полки и растеряли своих пассажиров, движение на павелецкий вокзал было приостановлено, и полиция предупреждала публику, что все поезда уже отменены. <…>
Последний поезд, отошедший из Москвы в 6 час., удалось отправить не сразу. Поезд тронулся, но затем остановился, так как колеса «не брали» рельсов». Его подали назад, и затем уже с разбегу ему удалось выйти со станции, рассекая воду подобно пароходу. Вода почти достигала второй ступеньки вагонов. <…>

Разлив причинил массу горя одним, принес немало выгоды другим. Никогда, кажется, за все время своего существования в Москве так хорошо не торговали лампами, керосином и свечами, как вчера. В некоторых крупных ламповых магазинах к вечеру был расхватан почти весь «не дорогой» товар. Дело в том, что с утра стала электрическая станция французского общества, дающая электрическую энергию почти всему городу, кроме городских трамваев.



13 апреля 1908 г.
Газета «Биржевые ведомости»

Такого наводнения не было с 1854 года.
Пока, конечно, трудно подсчитать убытки. В праздники не до этого было. Пока известно только, что пострадало от наводнения более 1500 домов, залита площадь в одном замоскворецком районе приблизительно в 4 миллиона квадратных саженей. Отдельные убытки достигают в иных случаях громадных сумм. Так один только сахарный завод Гепнера пострадал на 7 миллионов рублей. Владельцу предлагали вывезти из завода весь сахар и брали за это 4 000 рублей. Гепнер отказался и Москва- река в продолжение целого дня текла сладкой водой.
Долгие часы мутная в обыкновенное время Москва-река была совсем желтой. Наводнение затопило химический завод Ушакова и громадные запасы желтой краски растворились в воде. Нижняя часть домов по Берсеневской набережной, когда вода схлынула, так и остались в новой желтой окраске.


(Нижний Лесной переулок в районе Остоженки)

Сильную и умилительную картин у представлял Кремль в эту пасхальную ночь. Около московских святынь в ожидании первого удара Ивана Великого, стояла толпа народа. Более 100 тысяч человек собралось со всех концов Москвы. Именитые московские купцы и гласные думы с кружками руках обходили москвичей и и собирали в пользу пострадавших от наводнения. В эти торжественные минуты всякий раскошеливался. Во время заутрени такой же сбор производился и в остальных церквах Москвы.
Образовался конечно и особый комитет для оказания помощи. Городская управа собрала пока немного, что-то около 8 000 рублей, но зато много пожертвований течет помимо управы.


(Пасхальное разговление на крыше в районе Остоженки)


(Болотная площадь)


(и под самый конец наводнения традиционно отреагировали власти)

16 апреля 1908 г.

Газета «Ранее утро»

Негодование ли общества, наши ли заметки или распоряжения свыше, но только теперь проснулось московское отделение общества спасания на водах: прежде всего вывесило на мостах новые круги с крепкими веревками. Поприбралось немного на пункте, около которого уже стоит лодка с веслами. […]



Далее разрозненные фотографии московского наводнения 1908 г.


Очень сильно затопило Лужники, где на тот момент, к счастью, было немного построек.


(Старый Крымский мост)


(Балчуг)


(Кузнецкий переулок в Замосковоречье)


(Большая Татарская улица в Замоскворечье)


(Большая Ордынка, Замоскворечье)


(Москворецкие бани у Большого Каменного моста)


(Мокринский переулок в Зарядье, ныне здесь пустырь от снесенной гостиницы «Россия»)


(Средний Овчинниковский переулок в Замоскворечье)


(Якиманская набережная)


(Мароновский переулок, рядом с нынешним ЦДХ на Крымском валу)


(Большая Полянка, Замоскворечье)


(Большая Полянка, Замоскворечье)


(Фабрика Эйнем, ныне «Красный октябрь»)


(Стрелка, где сейчас стоит памятник Петру I)

И, напоследок, общий вид наводнения из Кремля:


Весь остров затоплен. Художник, правда, несколько преувеличил при раскрашивании фото и нарисовал не грязные потоки, а голубую воду и при этом до самого горизонта, но картина «московской Венеции» все равно впечатляет.

P.S. на Якиманской набережной до сих пор сохранился отмеченный уровень воды в апреле 1908 г., выше среднего человеческого роста


Если бы замечательный экскурсовод и краевед Александр Иванов жил в том время, то спасся он бы только вплавь

Комментировать с помощью Facebook: