Почти две недели назад прошел фотоутренник по Петровке и сегодня мы предлагаем прогуляться по этой замечательной улице и немного рассмотреть некоторые детали.
Улица, кажущаяся сперва обыкновенной, не разочаровывает.
Пройтись от Большого театра до Садового кольца —>
Проходим вдоль Большого театра, где недавно после реконструкции раскрыли новую статую.
Теперь здесь просто проезжий перекресток Кузнецкого моста и Петровка, а в 1890-х гг. здесь разыгрались нешуточные страсти. Гиляровский писал:
Громадное владение досталось молодому Хомякову. Он тотчас же разломал флигель и решил на его месте выстроить роскошный каменный дом, но городская дума не утвердила его плана: она потребовала расширения переулка. Уперся Хомяков: “Ведь земля моя”. Город предлагал купить этот клок земли – Хомяков наотрез отказался продать: “Не желаю”. И, огородив эту землю железной решеткой, начал строить дом. Одновременно с началом постройки он вскопал за решеткой землю и посадил тополя, ветлу и осину.
Рос дом. Росли деревья. Открылась банкирская контора, а входа в нее с переулка нет. Хомяков сделал тротуар между домом и своей рощей, отгородив ее от тротуара такой же железной решеткой. Образовался, таким образом, посредине Кузнецкого переулка неправильной формы треугольник, который долго слыл под названием Хомяковской рощи. Как ни уговаривали и власти, и добрые знакомые. Хомяков не сдавался.
– Это моя собственность.
За крохотный участок земли Хомяков просил 100 тысяч рублей, тогда на эти деньги можно было выстроить трехэтажный дом. Скандал продолжался долго и в конце концов после многочисленных угроз пожара и насильственного отчуждения земли Хомяков продал участок за 38,5 тысяч, тоже с большой выгодой для себя.
Сразу видно, что по двум разным улицам ремонт дома делали разные арендаторы
Ныне в здании на фото находится поликлиника Центрального банка РФ. К чести учреждения нужно отметить, что во время ремонта они восстановили дореволюционную надпись Т-во ВИНОТОРГОВЛИ Н.Ф.ДЕПРЕ.
Магазин француза Депре (см. также публикацию Франция в Москве) пользовался у москвичей заслуженной популярностью.
Герцен в “Былое и думы” писал:
…И в чем же состояли наши пиры и оргии? Вдруг приходит в голову, что через два дня – 6 декабря: Николин день. Обилие Николаев страшное: Николай Огарев, Николай С<атин>, Николай К<етчер>, Николай Сазонов…
– Господа, кто празднует именины?
– Я! Я!
– А я на другой день.
– Это все вздор, что такое на другой день? Общий праздник, складку! Зато каков будет и пир?
– Да, да, у кого же собираться?
– С<атин> болен, ясно, что у него.
И вот делаются сметы, проекты, это занимает невероятно будущих гостей и хозяев. Один Николай едет к «Яру»заказывать ужин, другой – к Матерну за сыром и салами. Вино, разумеется, берется на Петровке у Депре, на книжке которого Огарев написал эпиграф:
“De pres ou de loin,
Mais je fournis toujours”.
перевод:
Близко или далеко,
Но доставляю всегда.
Игра слов Депре = de pres – близко
И здесь же напротив яркого француза – бизнес центр “Берлинский дом” с медведем – символом столицы Германии.
Далее располагается Петровский пассаж, выстроенный к 1906 г. московской предпринимательницей Верой Фирсановой – волевой женщиной, которой в наследство от состоятельного отца досталось большое дело, после чего она развелась с нелюбимым мужем (уплатив тому миллион рублей отступных) и всецело занялась бизнесом сама. В частности, построила пассаж. Жила на Арбате в собственном доходном доме, а после революции была выселена в комнату коммуналки уже бывшего собственного дома. В 1928 г. благодаря Федору Шаляпину (помог с документами) ей удалось эмигрировать во Париж, где она и скончалась через 6 лет.
Вход в пассаж украшен работой скульптора Манизера, сделанной еще по плану монументальной пропаганды.
Интересно, что здесь серп и молот изображены отдельно. В первые советские годы эти символы нового государства часто изображались еще в очень произвольном сочетании, часто без канонического перекрещивания.
Шикарные перекрытия стеклянного потолка, как и в ГУМе, проектировал сам Шухов.
И тут же подошел охранник и совершенно незаконно запретил снимать. Почему? Непонятно. Но мы уже и так все сняли.
На углу Столешникова переулка, где сейчас стоит часовня, до революции была Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках.
На Петровке есть несколько удивительно красивых своими деталями доходных домов.
А здесь в украшательстве прям какое-то массонство с треугольником и инструментами.
Интересное сочетание на удачу: жезл Гермеса с крыльями и змеями, а также символ страхового общества “Якорь” – одного из крупных игроков на рынке недвижимости начала XX в.
Украшена даже арка во двор
А во дворах по какой-то причине в самых укромных местах спрятаны указатели.
Стеклянный купол Института авиационных технологий.
Высоко-Петровский монастырь, давший имя улице.
И тут же совсем рядом конструктивизм – бывший дом работников НКВД
На фасаде музея современного искусства красуется вполне себе классика. Да и само здание классическое.
Выходим к Петровским воротам.
И хотя во все светлое верил –
Например, в наш советский народ,
Но не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот.
писал Владимир Высоцкий.
Памятник поставлен у Петровских ворот в 1995 г.
На постаменте указаны авторы:
Но, что интересно, модель памятника была сделана еще при жизни Высоцкого скульптором Распоповым, а к 1995 г. скульптора уже не было в живых, поэтому окончательно памятник доводил до ума другой человек, о чем скромно написано не на постаменте, а на самом изваянии:
По модели Г.Д.Распопова
выполнил В.А.Дронов
Памятник архитектуры и истории – Ново-Екатерининская больница (в которой, в частности, практику проходил Чехов) почти заброшена и ветшает.
При входе хлам и туалетные запахи
Знаменитая Петровка, 38. Куда без нее?! До революции здесь были казармы
Напротив сада Эрмитаж, строго говоря, Петровка уже заканчивается и начинается Каретный ряд. Здесь можно видеть шедевр конструктивизма – двухэтажный гараж Совнаркома архитектора Гольца с революционным для того времени спиральным заездом.
Ныне здесь располагается автобаза управления делами президента. На территории сохранилось еще старое усадебное здание с красивыми грифонами.
На этом мы завершаем нашу предельно короткую прогулку! Приходите на следующий фотоутренник в пятницу.