В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.


Все об экскурсиях смотрите на http://moscoww.ru



/


Памятник Юрию Долгорукому

Auto Date Среда, марта 17, 2010

Сегодня мы расскажем обо всем известном памятнике Юрию Долгорукому и покажем малозаметные детали памятника в сильном приближении. История более чем примечательная и достойна отдельного рассказа.
Немного расскажем и об истории самой Тверской площади.

О гламурном непринятом варианте памятника, о том, как из лошади Юрия Долгорукого сначала сделали коня, а потом оскопили, о том как памятник чуть не снесли, как памятник не любили москвичи и немного об истории самой Тверской площади —>


Начнем с того, что незадолго до Первой Мировой войны Тверскую площадь переименовали в Скобелевскую, т.к. в 1912 году на площади поставили памятник «белому генералу», герою русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. Михаилу Скобелеву. Памятник был поставлен на народные деньги и был многофигурным.

Но простоял он недолго – уже в 1918 году новая власть сносит памятник «слуге царизма» и на скорую руку возводит вместо него Обелиск Конституции, через год дополненный Статуей Свободы, напоминающей богиню Нику.

Средств у новой власти было мало, а выполнять монументальную пропаганду надо было, поэтому сам обелиск был сложен из кирпича, а статуя отлита из бетона. Поэтому понятно, что к концу 1930-х вся композиция советской свободы приобрела жалкий вид. В апреле 1941 г. обелиск взорвали. На счастье рядом оказались сотрудники Третьяковской галереи, которые наняли под одним данным машину, по другим подводу с лошадью и голову статуи увезли в запасники.

А в 1946 г. вдруг принимается решение пышно праздновать 800-летие Москвы. Наряду со множеством приуроченных к юбилею мероприятий решено подарить Москве высотки и памятник основателю.

Да и не просто памятник хотелось поставить. По замыслу Сталина самого Юрия Долгорукого предстояло торжественно перезахоронить в Москве. Для чего в 1946 г. в Киев была отправлена группа ученых во главе с известным антропологом и археологом Михаилом Герасимовым.
Да только случился конфуз: в официальной могиле Долгорукого оказались останки другого человека. Перезахоронение отменилось и об этой идее предпочитали больше не вспоминать, а памятник, конечно, поставили.

Удивительно то, что в конце 1940-х гг., в сталинское время, вдруг ставят памятник не кому иному, как самому настоящему князю, «эксплуататору крестьянства и поборнику феодального строя». Парадокс, да и только!

Но дальше больше, точная дата рождения Юрия Долгорукого неизвестна, предположительно он был шестым сыном Владимира Мономаха от его первой жены, принцессы Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, убитого  нормандцами в битве при Гастингсе в 1066 г., что привело к воцарению Вильгельма I Завоевателя и фактическому уничтожению прежнего англосаксонского государства.
Таким образом, великий русский князь потенциально ровно наполовину был самым натуральным исконным англичанином, но об этом в сталинское время тоже широко не рассказывали.


Какие однако у Юрия Долгорукого «перетренированные» руки с выступающими венами.

В 1946 г. объявляется конкурс на лучший вариант памятника.
Участие в конкурсе приняла и знаменитая Вера Мухина, к тому времени уже признанная и известная всей стране автор монумента Рабочему и Колхознице и множества других изваяний. 

О.И. Воронова в своей книге о Мухиной писала:

…Даже проектируя памятник Юрию Долгорукому, первому московскому князю, который было решено установить напротив здания Моссовета, на месте, где в эпоху монументальной пропаганды стоял исполненный Николаем Андреевым монумент Свободы. Это один из самых необычных замыслов художницы — праздничный, нарядный. Статую Долгорукого она хотела сделать из разноцветной эмали — в пышной древнерусской княжеской одежде, в длинном белом плаще, отороченном золотой вышивкой, схваченном драгоценной сверкающей пряжкой. «На каком металле лучше всего держится эмаль? — спрашивала она Качалова. — Какая разница между прозрачной и непрозрачной эмалью? Можно ли крепить эмаль горячим способом посредством не общего нагрева вещи, а частями, разогревая лампой или каким-либо другим способом?»

И вот уже сделан эскиз из тонированного гипса. Одной рукой князь Юрий держит меч, другая опущена указующим перстом: «Здесь будет город заложен!» Военная цитадель? Нет, столица мира, добра, искусства. Не в кольчуге Долгорукий, не на коне — в кафтане, в мягких сафьяновых сапогах. Серьезное и доброе лицо созидателя, строителя. Да и меч в его руках лишь символ, не такими были русские боевые мечи. На что он похож? Немного на меч легендарного Довмонта, но еще больше на оружие былинных богатырей, а русские богатыри никогда не нападали на чужие земли, только оберегали свои.

Кончик меча упирается в капитель — наконец-то Вере Игнатьевне удалось одолеть труднейшее: найти новую органичную для скульптуры форму постамента. Постамент — словно часть вырастающего из земли древнерусского града: фрагмент белокаменной крепостной стены и рядом с ней увитая прихотливой вязью резьбы колонна; на стене — барельеф льва, добродушного, почти улыбающегося, какого можно увидеть только в русской тератологии…

….Вот только место… Замкнутый тяжелыми современными зданиями полукруг площади Моссовета совсем не подходит для такого памятника. «Долгорукий… который стоял бы близ Кремля как точки основания города психологически и по фону гораздо более убедителен», — утверждает Мухина.

Впрочем, увидеть памятник ей не суждено ни здесь, ни там: принят проект Сергея Орлова — вооруженный воин на тяжелом боевом коне. Мухина делает единственно возможное — переводит свой эскиз в фарфор, расписывает его цветной глазурью, оживляет золотом.

Замечательное такое, сказочное и очень женское изваяние получилось бы с золотом, эмалью и стразами.

Однако выиграл конкурс никому до этого толком не известный скульптор Сергей Орлов, который до этого-то и монументами не занимался, а работал с малыми скульптурными формами (птички, рыбки, пионеры).

А вышла следующая история:

В 1946 г. в Манеже проходила выставка народных промыслов, и Вячеслав Молотов водил по ней американского посла Аверелла Гарримана, тогда еще вчерашнего союзника по Великой Отечественной войне, не успевшего пока еще стать противником по войне Холодной. Отношения были дружескими.

На одном из стендов Гарриману понравилась скульптурка петушка, и Молотов никого толком не спрашивая с легкой руки подарил его послу. Петушок тот был работой Сергея Орлова, который после выставки написал жалобу и просил пояснить ему, что же делать дальше, поскольку петушка он уже обещал одному из домов пионеров. Дело случайно дошло до Сталина, после чего тот вызвал Орлова на заседание, дружески пожурил Молотова за измену советским пионерам и лично предложил Сергею Орлову в качестве компенсации поучаствовать в конкурсе на установку памятника перед Моссоветом.

Стоит ли уточнять, что конкурс Орлов довольно легко выиграл, хотя его скульптуру позже и сильно критиковали.

Живший в соседнем доме Илья Эренбург как-то высказался: Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс — я готов выброситься из моего окна.


Кентавры, василиски, птицы Сирин и Феникс, грифоны на постаменте были навеяны мотивами  Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, Владимирской области.

Конечно же, к неопытному в монументальном искусстве Сергею Орлову приставили целую коллегию консультантов.
Изначально на постаменте должно было начертано: Основателю Москвы Юрию Долгорукому от Советского правительства.
Вторую часть фразы убрали по убедительному и упорному настоянию самого Орлова. 


Памятник был изготовлен к 1952 году на Скульптурно-художественной фабрике №3


Вокруг постамента стоят вот такие шары


На щите у Юрия Долгорукого Георгий Победоносец — Святой Покровитель Москвы. По иронии истории, он же святой покровитель Англии.


Памятник весь подробно проработан в деталях, которые издалека-то и не видны.

Еще одна примечательная история связана с «достоинством коня».
По легенде, осматривая модель памятника Сталин изрек: «А почему у Вас Юрий Долгорукий въезжает в Москву на кобыле? Сделайте ему коня, это подчеркнет мужественность князя».
Лошади приделали соответствующую деталь.
 
Правда, эту легенду специалисты опровергают, говоря, что если любой мало-мальски разбирающийся в лошадях скульптор изначально лепит либо кобылу, либо коня, т.к. они отличаются не только одной видимой деталью, но и самой фигурой: крупом, грудной клеткой и т.п. У Юрия Долгорукого здесь конь по всем параметрам.

Еще одна легенда связана с Хрущевым. Говорят, Никита Сергеевич очень не любил этот памятник и даже как-то проезжая по Тверской выразил неудовольствие по поводу размеров «достоинства» коня. Дескать, тут дети гуляют и смотрят на такой срам. «Достоинство» коня укоротили и сделали более скромным.

Но на этом Хрущев не успокоился, а, более того, подписал указ о демонтаже этого памятника, переносе его в сквер Новодевичьего монастыря и восстановлению снесенного в 1941 г. Обелиска Свободы к 7 ноября 1964 г.

Однако вместо памятника в октябре 1964 г. сняли самого Хрущева, а новые власти было не до переноса памятника. Так он и остался на Тверской.


Поскольку никто точно не знал, как выглядел Юрий Долгорукий, то слепили такого сказочного богатыря с шлемом-шишаком с бармицей (свисающая кольчуга) на голове, древнерусском доспехе и байданами на торсе.

По этому поводу ходила шутка, что вовремя открытия памятника 6 сентября 1952 г. после снятия покрывала кто-то не удержался и так и выкрикнул: «Ну до чего ж похож!»
По другой легенде фраза была прямо противоположна: «Не похож»


Опять же внимание к деталям: подковы, стремена — все очень любовно проработано


Археологи утверждают, что на самом деле Юрий Долгорукий выглядел совсем не так, а был низок и толстоват. А прозвище Долгорукий вероятно получил даже не потому, что все время руки свои тянул на киевский престол, чего наконец и добился, а просто потому, что у него чисто физически были непропорциональной длины руки.


И, да! Мы знаем, что вам понравилась эта фотография. Ей и завершаем рассказ.



Этот рассказ — лишь маленькая часть нашей увлекательной экскурсии по Тверской. Погода становится все теплее и теплее. Скоро мы откроем экскурсионный сезон (пока экскурсии доступны только под заказ, см. условия здесь).

В новом сезоне вас ждут НОВЫЕ экскурсии и новые интересные истории!



Настройте свой интернет на нашу волну!




Сообщество Прогулки по Москве в Живом Журнале


Дневник Прогулки по Москве на LiveInternet.ru


Блог Прогулки по Москве на Блогах Mail.Ru


@moscowwalks.


На нашем сайте имеется страница с Избранными статьями, доступная также по ссылке в самом верху сайта.


Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на наш RSS поток,
а также на рассылку наших статей по электронной почте:

Подписка по e-mail:



Если вы разместили интересный материал о Москве или планируете проводить мероприятие с московской тематикой, то пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru
Ваша активность и отзывы помогают нам работать над улучшением и наполнением этого сайта.

Материально поддерживать этот сайт нам помогают экскурсии: неполный список экскурсий можно посмотреть здесь.

Мы всегда готовы рассматривать любые интересные коммерческие и некоммерческие предложения, связанные московской тематикой.
Пишите нам на
redaktor@moscowwalks.ru или звоните 8-916-832-21-13

Если Вам нравится этот проект, то Вы хотите помочь нам писать интересные статьи для Вас и дальше, то сделать это можно заказав экскурсию

Комментировать с помощью Facebook: