«Третья Мещанская» (1927)
После кинопоказа в Булгаковском доме публикую интересную нарезку кадров с Москвой из фильма «Третья Мещанская» («Любовь втроем») 1927 года.
Кадры приведены в разрозненном порядке.
Вид Москвы с Воробьевых гор. Сейчас на этих лугах располагается спортивный комплекс Лужников. Стоящая посреди поля Церковь Тихвинской иконы Божьей матери не сохранилась. Хорошо видна пересекающая кадр в центре окружная железная дорога.
Вид Москвы с колоннады Большого театра. Гостиницы «Москва» еще нет, на ее месте в левой части кадра стоят другие здания.
Площадь трех вокзалов. Здесь вам и трамваи, и грузовики, и ломовые (грузовые извозчики)
Как и сейчас перед самым входом стоят только «крутые» извозчики с подрессоренными колясками и шинами-«дутиками» (надувными, с мягким ходом).
По фильму это и есть Третья Мещанская. Утро. Фонарщик тушит газовый фонарь специальной палочкой.
Кто поможет опознать улицу?! Каланча вдалеке похоже находится на Пречистенке.
Голуби садятся на стену снесенного Страстного монастыря на одноименной (ныне Пушкинской) площади.
Обелиск Свободы перед зданием Моссовета, сейчас на этом месте стоит памятник Юрию Долгорукому
Вид в сторону Кремля из здания в переулках между Тверской и Б.Дмитровкой.
Центральная электростанция на Болотной набережной, рядом с нынешним кинотеатром «Ударник»
Площадь перед Моссоветом. Здание с колоннами не сохранилось, справа виден небольшой фрагмент обелиска Свободы. На заднем плане строится коробка Института Марксизма-Ленинизма
Та же площадь днем
В кино 1920-х часто по улицам проезжают мотоциклы с коляской.
Проезжий Кузнецкий мост утром
Мойка автобуса перед выходом на маршрут. Автобус английской фирмы Лейланд, по воспоминаниями старожилов, был очень неудобным: высоким и узким. Для того чтобы пассажиров в давке не толкали под колеса, под бортом был сделан ряд реек.
Никто не опознает?
Бородинский мост
Вид Тетаральной площади с Большого театра
Рядом с ноздрями лошади на площади виднеется типовой ракетовидный ларек «Союзпечати 1920-х». Стеклянная будка сверху предназначалась для милиционера, наблюдавшего за площадью. Подобные возвышения для милиционеров и гаишников исчезли только к 1990-м, видимо, из-за распространения камер наблюдения.
Леса на Большом театре. На заднем плане ЦУМ
ЦУМ, тогдашний Мосторг, бывший «Мюр и Мерелиз». Знакомые советские очереди
Еще не «расчищенный» Васильевский спуск. Обратите внимание на обшарпанность Кремля после Первой мировой, Гражданской и разрухи начала 1920-х. За стеной виден полуразрушенный женский Воскресенский монастырь внутри московского Кремля (не сохранился)
Подъем к Красной площади. Застройка Васильевского спуска, окончательно и полностью снесена при строительстве Большого Москворецкого моста.
Тетаральный проезд. Справа виден Метрополь. Вдали виднеется большой купол огромный купол часовни целителя Пантелеймона Афонского (снесена при реконструкции Лубянской пл. в 1930-х) на Никольской.
Площадь нынешнего Белорусского вокзала (тогда Белорусско-Балтийского). Разрушенная триумфальная арка (при Брежневе ее копия возведена на Кутузовском проспекте). Знаменитый второй трезвый извозчик Москвы (после Аполлона на Большом театре) (и то потому что «баба с калачом»).
Вид из арки на Тверскую. Созранившаяся с дореволюционных времен реклама фабрики т-ва Ралле, производившей духи и косметику.
Отклонюсь от темы, но просто не могу не рассказать замечательную историю об одном работнике т-ва Ралле, Эрнесте Бо. Он работал на фабрике Ралле и был парфюмером. С началом Первой Мировой ушел на фронт. Служил на Кольском полуострове и сильно впечатлился местной природой. Как парфюмера, его особенно возхищала свежесть и аромат северных озер и рек в лучах незаходящего солнца. После революции он трудился на парфюмерном производстве в Грасе (Франция), где из нескольких вариантов изобретенных им духов Коко Шанель выбрала вариант №5. Так появились знаменитые Шанель №5. Сам Эрнест Бо позже вспоминал о Кольском полуострове и говорил: «Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы».
УНИКАЛЬНЫЙ КАДР! Секунду в фильме проскакивает недостроенный до революции Храм Александра Невского на Миусской площади (разрушен, крипич пошел на Дом пионеров). Если бы храм был достроен, то он бы был вторым по велечине после Храма Христа Спасителя. К сожалению, до наших дней почти не дошли его фотографии.
Очень рекомендую дополнительно почитать о трагической судьбе храма на сайте Православие.ру.
Еще одна занимательная деталь из фильма. Фигурируют известные каждому и сегодня «Атласные» карты. Здесь представлен их первоначальный вариант (позже несколько изменился) работы художника Адольфа Шарлеманя (1827—1901).
Еще одна примечательная деталь из 1920-х: характерная урна примотана к столбу цепью.
Приходите еще! Это был далеко не последний кинопоказ =)