Галерея Amour Breton – самая большая коллекция в Европе (часть 2)
Мы уже посещали замечательную и пока закрытую частную галерею бретонского искусства. Начало можно прочитать здесь (ссылка). Окончание рассказа о посещении галереи в Подмосковье и экспонаты этой самой большой выставки бретонского искусства в Европе можно посмотреть в сегодняшнем репортаже.
Прогуляться по галерее и посмотреть экспонаты —>
Далее передаем слово нашему автору Василию П. Все фото также его авторства.
Итак, мы обошли все залы первого корпуса галереи, в котором уже были год назад. После их осмотра нас ждал сюрприз. Евгений Александрович подошел сбоку к одному из массивных буфетов, чуть нажал на него и вдруг… буфет легко стал поворачиваться. К нашему удивлению, за ним открылся проход, куда нас пригласили пройти.
Если первый корпус галереи представлял собой бретонский дом, то второй – бретонский храм. Основное здесь – полных набор изображений Страстей Христовых, все 14 сюжетов. А также скульптуры Христа, Богоматери, святых, ангелов с канделябрами, дарохранительницы и даже церковные скамьи.
Все скульптуры XIX века, изображающие Страсти Христовы, находятся в отличном состоянии. Такое ощущение, что они так и не дошли до церкви, где-то хранились и вот попали на аукцион.
Христос, святые, ангелы.
Комоды с подсвечниками и дарохранительницами с мощами бретонских святых.
В Подмосковье привезли настоящие церковные скамьи из Бретани!
Вот как выглядит второй корпус, если из его центра посмотреть в другую сторону. Здесь собран самый ценный фаянс коллекции, много картин, гербы Бретани и бретонских городов.
На торцевой стене расположена ниша с бюстом Анны Бретонской, над ней герб Бретани, по бокам две витрины с самыми ценными экспонатами из фаянса.
Ниша, посвященная Анне Бретонской (1477- 1514). Это самая популярная из правителей Бретани и самая богатая женщина в Европе своего времени. Последняя наследница своей страны, она была вынуждена вступать в брак с правителями Франции под давлением с их стороны, однако вела активную самостоятельную политику с целью избежать аннексии Бретани Францией. Жена двух сменивших друг друга королей Франции: Карла VIII и Людовика XII. Покровительница искусств и литературы.
По бокам от бюста стоят два чудесных подсвечника в виде веток лилий (символ королевской власти). Мы обратили внимание на то, что свечи здесь не просто какие-то новые, а оплавившиеся и насыщенного кораллового цвета. Евгений Александрович сказал, что они сами специально их плавили и подкрашивали. Лишнее подтверждение того, что в галерее всё продумано до мельчайших деталей.
Герб Бретани, в центре щит с хвостиками горностая, этот герб заимствован у герцогов Бретонских. В легендах появление горностаевого герба Бретани связывают с герцогом Аленом Барбетортом. Согласно одной из них, однажды герцог, спасаясь от норманнов, был остановлен разлившейся рекой, илистой и грязной. Внезапно он обратил внимание на горностая, убегавшего от скачущих коней: зверёк резко развернулся у самой воды, предпочитая погибнуть, нежели запачкаться. Воодушевлённые примером, герцог и его соратники развернулись лицом к противнику и с криком «Лучше смерть, чем позор» бросились в бой. С тех пор фраза «Лучше смерть, чем позор» стала девизом Бретани, а мех горностая был помещён на щиты Бретонских герцогов.
В двух витринах собран самый ценный фаянс коллекции, это конец XIX века. В первый наш визит эти предметы мы видели в витражной части первого корпуса. Хочу обратить ваше внимание на расстановку предметов. Полная симметрия и гармония, вымерены все расстояния между экспонатами, ничего не режет глаз.
По углам — два вазона в руанском стиле, раньше они также стояли в первом корпусе. Руанский стиль предшествовал появлению бретонского, выходцы из Руана основывали первые мастерские в Бретани.
Применён интересный прием, чтобы заполнить верхнее пространство боковых стен. Мелкие вещи сюда поместить нельзя, их не будет хорошо видно. Здесь расположены щиты с гербами Бретани, а между ними шесть керамических панно с гербами крупных городов области. Эти гербы и панно не вывезены из Франции, а выполнены в России по заказу владельца. Вот, например, герб Динана, одного из самых красивых городов не только Бретани, но и всей Франции.
В минувшем году коллекционер приобрел много новых картин. Все они жанровые и обязательно о жизни простых бретонцев. Это галерея обходится без табличек, но могу сказать, что среди художников немало известных, чьи картины находятся в Лувре и в музее Орсэ.
Хочу остановиться лишь на двух картинах, которые запомнились нам больше всех. На первой – традиционный бретонский «Морской крестный ход». Обратите внимание на интересную раму.
На второй — трогательная сцена. Молодая бретонка пришла провожать своих мужчин, выходящих в море. Сын, еще совсем мальчик, тоже уходит с отцом, он прощается с сестричкой, которая спит на руках у матери.
Обращу ваше внимание на большое красивое блюдо, которое раньше висело в первом корпусе в витражном зале. Это блюдо явно очень значимое для владельца, потому что именно его он решил поместить на первую страницу будущего сайта галереи.
Очень интересен фаянс с загнутыми краями, типа «полотенце». Вообще, у французов существуют десятки типов различных ваз – для дыни, арбуза, устриц, фруктов, хлеба. Возможно, для различных мелочей: булавок, ниток, клубков пряжи. Всего того, что должно лежать горкой и не раскатываться по столу.
Впрочем, прекрасного фаянса тут достаточно, прямо глаза разбегаются.
В прошлый раз Евгений Александрович говорил нам, что его коллекция предметов бретонской культуры является самой крупной в Европе. Сейчас она стала намного больше. Такого уникального музея нет ни в самой Бретани, да и вообще где-либо. Надо сказать, мы были во многих различных музеях в Москве и в других городах. Очень редко можно видеть, чтобы всё было сделано так тщательно. Евгений Александрович обошелся без дизайнеров. Сам лично всё расставлял, не один раз переставлял, вымерял до сантиметра всю расстановку. Всё здесь продумано до мелочей, виден труд человека, влюблённого в то, что он делает!
Когда мы ехали в галерею второй раз, то полагали, что нас уже сложно удивить. Но и в этот раз увиденное в галерее ошеломило нас. Фактически нам открылся огромный и своеобразный культурный пласт. Планы у Евгения Александровича грандиозные. В ближайшие месяцы планируется запуск собственного сайта галереи, где будет определен порядок её посещения. Полным ходом идет строительство гостевой зоны с кафе, где посетителей будут угощать бретонскими блюдами. Планируется, что внешне она будет иметь вид небольшого замка.
Открытие галереи близко, но ещё предстоит огромный фронт работ. Нужно подготовить уже существующую экспозицию к удобному и комфортному приему посетителей. Одновременно проводится практически научная работа по изучению экспонатов, их систематизации, работа по дополнению или изменению экспозиции. Безусловно, галерею ожидают новые поступления.
Пока же галерею Amour Breton посещают только по договоренности с владельцем, и всё здесь организовано по-домашнему. Нет ни витрин, ни смотрителей, ни табличек, а пояснения редким гостям дают сам владелец коллекции и его дочь Анна.
Хочется пожелать Евгению Александровичу, чтобы все его планы воплотились в жизнь.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.