В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город


Суббота, 22 сентября
13:00 Улица Остоженка и ее переулки (часть 1)
Место встречи: м. «Кропоткинская», выход к Гоголевскому бульвару, у выхода из метро
15:00 От Газгольдеров до Немецкой слободы
Место встречи: м. «Курская», выход на улицу Казакова, к Театру Гоголя (пройти подземным переходом под Курским вокзалом, встречаемся в начале Нижнего Сусального переулка, сразу после выхода из перехода)


Воскресенье, 23 сентября

15:00 Ивановская горка - 1: Хитровка и окрестности
Место встречи: м. «Китай-город», около памятника Кириллу и Мефодию


Расписание экскурсий на следующую неделю смотрите на http://moscoww.ru

/


Купить недвижимость в Химках. Доска объявлений Моя новая квартира.

Космический музей НПО Лавочкина в Химках

Auto Date Пятница, апреля 27, 2018

lavochkina-cover

После подробного рассказа о музее ЗЭМ РКК «Энергия» продолжаем рассказывать о малодоступных музеях космических предприятий Подмосковья. Сегодня на очереди музей НПО Лавочкина в Химках. 

Посетить музей и посмотреть на его экспонаты —>

Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.

Многие ли водители, проезжая по Ленинградскому шоссе, задумываются над тем, что совсем рядом с ним находится предприятие, чьи изделия в Советское время достигали Луны, Марса, Венеры? На карте промзона предприятия как раз и вытянулась вдоль магистрали. Это совсем рядом с Москвой, от МКАД до проходной, через которую мы вошли на территорию, ехать чуть больше двух километров. 

НПО Лавочкина

«Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина», или просто «НПО Лавочкина» в прошлом году отметило свое 80-летие. Это одно из ведущих в России предприятий по разработке и практическому использованию непилотируемых средств для исследования космического пространства, небесных тел, а также для решения определенных задач в военной сфере. 

Его история началась в апреле 1937 года. Именно тогда мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Народный комиссариат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Приказом № 121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301. Не стоит удивляться подобной трансформации – тогда в самолетах еще было достаточно деревянных деталей. 

В сентябре 1939 года на заводе было создано новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами — С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым. В конце 1940 года было принято решение о серийном производстве истребителя ЛаГГ-3. Этот самолет стал первой и последней совместной работой конструкторов Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.

За два десятилетия возглавляемое Лавочкиным ОКБ из небольшой группы конструкторов превратилось в крупнейшее и одно из лучших авиационно-ракетных КБ страны. Впрочем, в экспозиции музея, в котором нам удалось побывать, самолетов нет. Рядом с портретом конструктора был представлен его кабинет и несколько моделей созданных под его руководством самолетов и ракет. 

fo1

В 1960 году Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО «Даль». Решением Правительства после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться — «Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина». В течение пяти лет предприятие ничем не блистало, а затем наступил его «Звездный час». 

Благодаря усилиям советской пропаганды Главный конструктор Сергей Павлович Королёв предстает человеком, который шел от одного успеха к другому. Однако всё было не совсем так. С 1963 по 1965 годы в его ОКБ было разработано и запущено 11 станций, которые должны были осуществить мягкую посадку на Луну. И ни одна из них не выполнила задачу. Некоторые вовсе не выходили на околоземную орбиту, другие оставались на ней. Из 11 стартовавших станций до Луны долетело лишь 5, которые разбились о лунную поверхность. 

Сергей Павлович понял, что не успевает заниматься всем. Он решил оставить себе военную и пилотируемую космонавтику, а другие направления стал «раздавать». Задачи разработки и создания автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса отныне предстояло решать ОКБ и заводу имени Лавочкина. В 1965 году предприятие было передано в Министерство общего машиностроения СССР, а во главе его был поставлен Георгий Николаевич Бабакин. 

Главным конструктором Георгий Николаевич успел побыть всего шесть лет, до его преждевременной смерти в 1971 году. Его имя сейчас малоизвестно и практически никак не увековечено, разве что в улице Бабакина в Химках. А между тем именно с ним связана наиболее яркая страница в истории исследования космоса в СССР с помощью автоматических станций. Личные вещи руководителя ОКБ Г.Н. Бабакина.

fo2

Тогда после практически каждого старта звучали гордые слова «Впервые в мире». Специалистами ОКБ Бабакина до запуска станции были внесены некоторые изменения в конструкцию лунника. В результате первым же запуском удалось осуществить, что никак не удавалось ОКБ Королева – мягкую посадку на поверхность Луны. Она произошла 3 февраля 1966 года, ее осуществила автоматическая станция «Луна-9», передавшая первые фотографии лунного ландшафта. 

fo3
Луна 9

В том же году космический аппарат «Луна-10» стал первым в мире искусственным спутником Луны. Летая вокруг Луны, аппарат передавал мелодию «Интернационала» для делегатов проходящего в это время в Кремле XXIII съезда партии. 

fo4
Луна 10

Следующей станцией, совершившей мягкую посадку на Луну, стала «Луна-13»

fo5
Луна13

После этих успехов КБ Бабакина нацелилось на доставку лунного грунта. Увы, победить в этой «лунной гонке» ему не удалось. Впрочем, не хватило совсем немного. «Луна-15», стартовавшая на три дня раньше американского «Аполлона-11», должна была привезти лунный грунт, но при посадке разбилась о спутник Земли. Однако следующая станция «Луна-16» впервые в мире в автоматическом режиме произвела забор лунного грунта и доставила его на Землю. 

Здесь представлен наш лунный аппарат. Его нижняя часть – это универсальная лунная платформа, с двигателями мягкой посадки. Слева Антенна, справа – манипулятор с настоящим буром для забора лунного грунта. Шары в середине конструкции — топливные баки, а цилиндр и шар наверху – возвращаемый аппарат.

fo6
Луна 16

Лунный грунт станции КБ Бабакина в 1970-е годы доставляли трижды, это были «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24». Украшение музея – их подлинные возвращаемые аппараты. Их уникальность в том, что ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю. 

fo7

Возвращаемый аппарат станции «Луна-24» с парашютом. 

fo8

Всего в СССР было доставлено 326 граммов лунного грунта. Конечно, по сравнению с добычей американцев это немного, однако поставленная цель была достигнута, и человеческими жизнями никто не рисковал. В Музее НПО Лавочкина лунного грунта нет, впрочем несколько «лунных песчинок» находятся в экспозиции музеев космонавтики в Москве и Калуге.

 

Самое известное изделие ОКБ тех лет – это безусловно, луноход. В 1970 году самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне. За ним с своим заданием успешно справился второй. Был готов и третий, который должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году советской межпланетной станцией «Луна-25». Однако запуск так и не состоялся, аппарат остался на Земле. Посчитали, что ничего нового этот запуск не принесет, а мощная ракета-носитель «Протон» потребовалась для других целей. Так что подлинный аппарат можно теперь видеть в музее. Реальным третьим луноходом стал китайский «Юйту» («Нефритовый заяц»), да и то лишь в 2013 году.

В музее «Луноход-3» представлен в посадочной конфигурации, съезжающим с посадочной ступени, за мгновение до касания колёсами поверхности Луны.

fo9
fo10

Советская лунная программа завершилась в 1976 году доставкой грунта «Луной-24», и лишь сорок лет спустя Россия медленно готовит к запуску «Луну-25». 

Конечно, КБ Бабакина занималось не только Луной. К сожалению, сейчас об этом все забыли, но среди космических приоритетов Советского Союза – не только первая в мире мягкую посадка на поверхность Луны («Луна-9», 1966 г.), но и первые посадки на поверхность Венеры («Венера-7», 1970 г.) и Марса («Марс-3», 1971 г.).

Впрочем, откровенно говоря, с Марсом больших достижений не было. Станция «Марс-3» действительно совершила первую в мире мягкую посадку на планету, но эта посадка так и осталась единственной в советской космонавтике. Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после её посадки на поверхность Марса, но прекратилась уже через 14 секунд.

А вот исследование Венеры проводилось много лет, и станции получали всё новые результаты. Началось всё с «Венеры-4» в 1967 году, которая произвела первый управляемый спуск в атмосфере планеты. Поверхности она не достигла, так как разработчики просто не рассчитывали ее на царящие у планеты высокие давление и температуру. Однако за время спуска было получено больше данных о Венере, чем за предыдущую тысячу лет. 

fo11

Посадочный аппарат станции «Венера-7» в 1970 году впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры и передал информацию о температуре атмосферы планеты на участке спуска и у её поверхности. Это позволило рассчитать распределение давления и плотности в атмосфере Венеры по высоте вплоть до поверхности. Оказалось, что давление у поверхности составляет 90±15 атмосфер, а температура — 475°±20°С. В дальнейшем исследования Венеры были продолжены. 

 

Последним выдающимся достижением НПО Лавочкина была миссия «Вега» (Венера- Галлей) в 1984-1986 годах. Она состояла в одновременном исследовании двумя аппаратами Венеры и кометы Галлея и являлась примером широкой международной кооперации. В конструировании научных приборов и обслуживающих их систем участвовали учёные девяти стран: СССР, Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии. В проекте также принимали участие Европейское космическое агентство, Япония, США

Программа была полностью выполнена. Станции впервые провели изучение венерианской атмосферы с помощью аэростатов и впервые передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея и данные о её химическом составе.

fo13 fo14

 

Советская история предприятия закончилась запуском двух станций «Фобос» в 1988 году к спутнику Марса. Их основная задача — доставка на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов для изучения спутника Марса — осталась невыполненной. Однако, несмотря на потерю связи с обоими аппаратами, исследования Марса, Фобоса и околомарсианского пространства, выполненные в течение 57 дней на этапе орбитального движения вокруг Марса, позволили получить уникальные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса, плазменном окружении Марса, взаимодействии его с солнечным ветром.

fo16

Долгоживущая автономная станция и передвижной зонд «Фобоса». 

fo17

 

fo18

 

К сожалению, за 26-летню современную российскую историю ни один аппарат не вышел дальше околоземной орбиты. Да и попыток за это время было только две. 

Станцию «Марс-96» в 1996 году не удалось вывести на отлётную траекторию, и она разрушилась при входе в атмосферу Земли через 5 часов после запуска. Жаль, ведь на его борту был первый в мире марсоход. В музее представлено несколько его вариантов, полетел и погиб тот, что справа на фото. 

fo19

 

Неудачей завершился и запуск станции «Фобос-Грунт» в 2011 году. Она предназначалась для доставки образцов грунта со спутника Марса, Фобоса. Однако в результате нештатной ситуации, когда не произошло расчётного срабатывания маршевой двигательной установки перелётного модуля, межпланетная станция не смогла покинуть окрестности Земли, сгорела в атмосфере. 

 

Нынешняя востребованная продукция предприятия – универсальный разгонный блок «Фрегат», который используется в составе ракет-носителей среднего класса для выведения космических аппаратов на различные заданные орбиты и отлетные от Земли траектории. 

fo20

 

fo24

 

В далекий космос мы теперь, увы, не летаем. Даже как-то неудобно напоминать, что американцы и европейцы за это время успели послать несколько успешных миссий на Марс, причем с марсоходами, в атмосферу Юпитера и Сатурна, на комету и на Титан.

Немного скажем о самом музее НПО Лавочкина. Это один из старейших космических музеев, который был основан 25 июня 1965 года. В настоящий момент он занимает первый этаж отдельно стоящего здания на территории предприятия, в котором он был размещен после ремонта в 2012 году. Площадь основной экспозиции достаточно велика, 900 кв. м. В нем находится собрание подлинных космических аппаратов, разработанных фирмой, и их полномасштабных макетов, изготовленных на предприятии на основе технологических образцов и заделов штатных космических станций. Здесь регулярно проводятся экскурсии для сотрудников предприятия, школьников, студентов, представителей отечественных и зарубежных аэрокосмических организаций. 

fo15

 

fo21

 

fo22

 

fo23

По информации на сайте предприятия, в год музей посещают около 3000 посетителей. Это намного меньше, чем планируемое число посетителей нового Музея «Космос» на ВДНХ за день. Бросается в глаза, что вход в музей расположен лишь в двух десятках метрах от окружающего предприятие забора. Казалось бы, проруби вход и води сюда экскурсии, никаких секретов в экспозиции нет. Это очевидная идея стала высказываться еще в период горбачевской перестройки, но потонула в согласованиях. Увы, можем лишь повторить то, что мы писали о Музее ЗЭМ РКК «Энергии» – интерес к космонавтике постепенно угасает, и, по нашему мнению, потенциал подобных музеев целесообразно использовать куда лучше.

***

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Комментировать с помощью Facebook: