Настоящий музей космонавтики: музей ЗЭМ РКК «Энергия»

Сегодня 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Сейчас все интересующиеся этой темой (и не только они) с нетерпением ожидают открытия павильона «Космос» на ВДНХ. Однако в столице и ближайшем Подмосковье находится немало других музеев, посвященных исследованию космоса. Об одном из них и будет наш сегодняшний рассказ
Посетить музей ракетно-космической корпорации «Энергия» —>
Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.
Музей, в котором нам удалось побывать, находится в подмосковном городе Королёве. Здесь любят букву «Ё», пишут её на вывесках, и неспроста. Иначе, названия городских учреждений звучали бы примерно так «Королевский суд».
Впрочем, официального музейного статуса он не имеет и именуется «Центр развития технологий и подготовки кадров Завода экспериментального машиностроения Ракетно-космической корпорации «Энергия».
Основная функция музея – показ образцов продукции предприятия для обучения и передачи опыта молодому поколению специалистов. Открылся он в 2008 году, принимает группы каждый день, но контингент его посетителей специфичен, в основном это – студенты ракетно-космических специальностей вузов. Водят сюда и школьные группы, хотя и ограничиваются только школьниками из Королёва, то есть теми, кто с наибольшей вероятностью увлечется увиденным и в перспективе будет работать на предприятии.
На наш взгляд, в этом музее собрана одна из лучших экспозиций космической техники в России. Хотя здесь всего один зал, но зато какой! Высокий корпус с 53-метровым потолком посетители называют настоящим Храмом Космонавтики. Основа его экспозиции – это крупная техника, располагающийся в бывшем ангаре для вертикальной сборки ракет-носителей.
И хотя завод расположен за одной проходной с ракетно-космической корпорацией «Энергия», которая выросла из знаменитого ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва, это не одно и то же. Даже даты основания они празднуют свои. Королёвцы ведут отсчет от 1946 года, от выхода исторического документа, подписанного лично Сталиным — постановления Совета Министров СССР № 1017-419сс, которое предопределило создание всей инфраструктуры ракетно-космической промышленности в нашей стране, а завод ведет отсчет своего возраста с 1918 года, так что в конце 2018 года ему исполнится уже сто лет!
Проходящие по городу Королёву или проезжающие по Ярославскому шоссе могут видеть на территории «Энергии» взметнувшуюся ввысь ракету-носитель «Восток». Это лишь полноразмерный макет (1995), но обратите внимание на цвет. Мы привыкли видеть ракеты белыми, и в белый цвет их обычно красят в музеях. Однако заводской цвет ракет — тёмно-серый, и именно такая ракета стоит на территории. На стартовых площадках ракеты белеют от инея, так как в них заливают десятки тонн жидкого кислорода (окислителя для топлива) с температурой -180 градусов. Увы, ракету пришлось фотографировать из-за забора, так как на территории предприятия фотосъемка запрещена, за этим строго следит служба безопасности.
Напомню, что свое нынешнее имя город Королёв получил в 1996 году. А до этого он назывался Калининградом и был закрытым. Его история началась в далеком 1918 году, когда правительство приняло решение эвакуировать в Подмосковье Петроградский орудийный завод. Местом новой дислокации стал бывший казенный завод «военных самоходов» (автомобилей) у полустанка Подлипки.
В 1920-е годы на заводе делали пушки. В 1921 году Московскому орудийному заводу присвоили имя М. И. Калинина, так как на нем будущий «всесоюзный староста» работал шлифовщиком в 1911-1912 годах (ещё когда завод был в Санкт-Петербурге). В 1928 году дачные Подлипки получили статус рабочего поселка, а в 1930-е завод стал ведущим предприятием по разработке и производству противотанковой, танковой и зенитной артиллерии.
После войны заводу пришлось сменить профиль из-за развертывания в нашей стране работ по ракетной тематике. Естественно, эти работы велись в военных целях. 16 августа 1946 года С. П. Королёва назначили главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия. Надо было понять, чего добились немцы, сделать лучше и обеспечить доставку бомбы на другое полушарие планеты. Вскоре в Подлипки стали прибывать из Германии первые эшелоны с немецкими ракетами. Это был, пожалуй, самый трудный период в жизни предприятия. Следовало очень быстро подготовиться к освоению совершенно новой техники. Экспериментальный цех располагался в освободившемся ангаре аэродрома недалеко от Ярославского шоссе. Опыт работы с артиллерийскими системами помог быстро освоить механическую обработку деталей и узлов, однако изготовление деталей из алюминиевых сплавов, медницкие, клепальные и сварочные операции вызывали определенные трудности. На первом этапе было принято решение сначала воспроизвести разработку фашистской Германии, ракету A4 или Фау-2. Воссозданная в деталях Фау-2 стала баллистической ракетой Р-1. Первый ее пуск состоялся в 1948 году.
В процессе разработки советские специалисты оценили сильные и слабые стороны ракеты и создали модернизированный вариант Р-2, с отделяемой головной частью и дальностью 570 км. Она тоже есть в музее.
В августе 1956 года ОКБ-1 с заводом, носившим к тому времени № 88, выделились из НИИ-88 в самостоятельную организацию, которую возглавил С. П. Королёв. Директором завода назначили Р. А. Туркова. Предприятию поставили новую сложную задачу — создание баллистической ракеты дальнего действия Р-7. Высоконадежная ракета должна была доставить водородную бомбу в любую точку на территории вероятного противника. «Семерка» отличалась от предшественниц не только размерами и массой, но и новейшими конструктивными и технологическими решениями, прежде всего пакетной схемой. Р-7 с дальностью полета 12 500 км была принята на вооружение в 1960 году.
Еще на стадии проектирования и подготовки конструкторской документации стало ясно, что производственные площади и высота цехов завода недостаточны для изготовления и сборки крупногабаритных агрегатов ракет Р-7. Тогда считали, что сборку обязательно надо осуществлять в вертикальном положении. Поэтому перед запуском в производство уникальной ракеты построили «большую высотку», где проводили сборку и испытания Р-7. Всего завод сделал 33 ракеты этой серии. С 1957 года к серийному производству ракеты подключился куйбышевский завод «Прогресс».
Двигательная установка бокового блока первой ступени ракеты-носителя Р-7. Рулевые управляющие двигатели – разработка ОКБ-1 С.Королёва.
Именно ракета Р-7, которая несла не ядерный заряд, а первый искусственный спутник, позволила впервые вывести объект на околоземную орбиту.
Параллельно с Р-7 в 1959-1965 годах изготавливалась боевая межконтинентальная ракета Р-9, лишенная таких недостатков «семерки», как длительный цикл предпусковой подготовки и возможность поражения старта вероятным противником. Подготовку к старту автоматизировали, а сам пуск мог производиться с земли или из шахты. Время готовности составляло 20 минут благодаря системе «Долина», которая обеспечивала длительное хранение жидкого кислорода без потерь.
Апофеозом оружейной тематики «Энергии» стала ракета ГР1 – глобальная ракета. Это была трехступенчатая космическая ракета с неограниченной дальностью. Она выводила боеголовку на низкую околоземную полярную орбиту высотой 150 км. Ее преимуществом было то, что она могла летать по нестандартным траекториям, тем самым обходя системы раннего предупреждения и районы развертывания ПРО.
Однако она так и не взлетела. Работы по ней прекращены в 1964 году из-за принятия соответствующих международных обязательств по запрещению размещения оружия в космосе. Первую ступень ракеты ГР1 можно видеть в музее.
Ракетный блок Е, применявшийся в качестве третьей ступени ракеты-носителя Р-7. Он позволил отправить к Луне советские автоматические станции, а человека – в космос.
В 1960 году вышло постановление правительства «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». В нем говорилось о необходимости развития этой отрасли науки и техники, распределялась ответственность между предприятиями за отдельные направления работы.
С этого времени ОКБ-1 и завод № 88 перешли к проектированию, изготовлению и запускам пилотируемых кораблей. Разработчикам пришлось решать множество научно-технических задач, в первую очередь обеспечения жизнедеятельности и безопасности полетов космонавтов. В 1959 году завод приступил к созданию корабля «Восток».
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый космический полет. Это событие навеки останется в ряду величайших достижений человечества. За успешное выполнение этого полета многие сотрудники ОКБ-1 и завода получили государственные награды. Директору завода Р. А. Туркову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Спускаемый аппарат корабля «Восток».
После успешных полетов спутников, «Востоков» и «Восходов», изготовленных на «Энергии» (тогда ОКБ-1), пришла пора лунной гонки. Генеральный конструктор Королёв и все предприятие создали серию космических аппаратов «Зонд» и посадочный модуль «Лунник». Это были два составных элемента пилотируемой системы, призванной доставить двух космонавтов на окололунную орбиту (Лунный орбитальный корабль), и одного — на поверхность Луны (Лунный корабль). Лунный посадочный модуль трижды слетал в беспилотном режиме на низкую околоземную орбиту, для проверки работоспособности систем.
Однако основным элементом лунной программы являлась тяжелая ракета-носитель Н-1 (изготовитель — завод «Прогресс»). После нескольких неудачных пусков из-за аварий на первой ступени дальнейшие испытания и изготовление ракет-носителей были прекращены, и лунная программа была закрыта. В советское время о подготовке полетов на Луну в печати не упоминалось.
Одной из реликвий музея является лунный посадочный корабль ЛК ракетно-космического комплекса Н1—Л3.
От достижения советским человеком Луны пришлось отказаться, но работа по «Луннику» стала основой одной из самых эффективных космических транспортных систем: пилотируемого корабля «Союз» и транспортного — «Прогресс». Корабли «Союз» и «Прогресс» уже несколько десятилетий остаются основной продукцией Завода экспериментального машиностроения.
Бытовой отсек корабля «Союз»
Подлинный космический аппарат космического корабля «Союз ТМ-14», возвратившийся на Землю в августе 1992 года.
В рамках международной программы «Союз-Аполлон» для корабля «Союз» был разработан андрогинный стыковочный узел (то есть универсальный, имеющий возможность при стыковке выполнять как активную, так и пассивную роль). Успешная стыковка «Союза» с американским кораблем «Аполлон» произошла 17 июля 1975 года.
Большое значение для развития космонавтики имело решение о создании долговременных орбитальных станций серии «Салют». Первая орбитальная станция имела внушительные размеры: диаметр свыше 4 м, длину 15 м и массу около 20 т. Ее создавали в кооперации с заводом имени Хруничева. ЗИХ изготавливал корпус и выполнял сборку станции, а ЗЭМ — поставлял необходимые комплектующие, элементы системы жизнеобеспечения, управления, арматуру, приборы и кабели, проводил электрические испытания станции в КИС. Станция и корабль «Союз» оснащались стыковочными агрегатами, обеспечивающими внутренний переход из корабля на станцию. В апреле 1971 года первая долговременная станция «Салют» вышла на орбиту.
В музее представлен полноразмерный макет, в котором можно заглянуть. Кстати, недавно в нем снималась многие сцены художественного фильма «Салют-7».
На смену «Салютам» пришла постоянно действующая станция нового поколения — «Мир», а позже МКС. Эти станции делали в той же кооперации с ЗИХом и КБ «Салют». Базовый блок станции «Мир» вышел на околоземную орбиту в феврале 1986 года. Уникальный пилотируемый орбитальный комплекс проработал в космосе 15 лет, что стало одним из самых больших достижений космонавтики ХХ века.
Стыковочный отсек орбитальной станции «Мир». На ЗЭМе было изготовлено четыре таких отсека, один штатный и три для испытаний.
Модуль «Квант-2» орбитальной станции «Мир» (точнее, экземпляр, оставшийся на Земле). Находился в составе комплекса с 1989 года до затопления станции в 2001 году.
Программа «Энергия-Буран» была одной из самых сложных и масштабных космических программ, в которой принимали участие более 1200 предприятий Советского Союза. ЗЭМ изготавливал объединенную двигательную установку орбитального корабля, состоящую из 46 двигателей многократного запуска, систему электропитания, выполнял сборку и испытания «Бурана». Здесь также делали носовую часть РН «Энергия» с титановым конусом, хвостовой отсек и обтекатели блоков А, проводили окончательную сборку и испытания блоков на Байконуре.
Экспериментальная установка для газодинамических испытаний комплекса «Энергия»-«Буран» в масштабе 1:10.
Корпус бака окислителя блока «А» ракеты-носителя «Энергия».
Ракетные двигатели для «Энергии»
Раньше экспозиция музея заканчивалась макетом «Клипера». Это многоразовый космический корабль, разрабатывавшийся на «Энергии», но теперь от его создания отказались, а макет передали образовательному центру «Сириус» в Сочи. Вместо него поставили макет «Федерации» – нового космического корабля, который «Энергия» готовит на замену «Союзу» и для полётов к Луне.
В заключение отметим, что ознакомиться с уникальными экспонатами нашей космической истории оказалось довольно интересно. Заметим, что подобных ведомственных космических музеев в Подмосковье немало, однако они находятся на режимной территории предприятий, так что попасть туда – достаточно сложная задача.
В то время как в США космические музеи доступны, их посещают тысячи посетителей, а продажа различной символики и сувениров приносит музеям вполне приличные деньги. Наши же предприятия заниматься этим не умеют, не хотят, и смысла не видят. Если вы не студент и не школьник, попасть в подобный музей достаточно сложно. Интерес к космонавтике постепенно угасает, и, по нашему мнению, потенциал подобных музеев целесообразно использовать куда лучше.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.